РП по чтению для 4 класса адаптированная ОВЗ. 2024-2025 г. (pdf.io)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана на основе:

Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);

приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.21г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(с изменениями и
дополнениями);

приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с
изменениями и дополнениями);

СП 2.4.3.648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021г. № 2);

федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026;

календарного учебного графика на текущий год.
Чтение в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) является одним из основных учебных предметов.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи изученияпредмета:
-формировать технику чтения: правильное и выразительное чтение, обеспечивать
постепенный переход от послогового чтения к чтению целым словом;
- формировать навыки сознательного чтения, осмысленно воспринимать содержание
прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
-развивать умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы ,делиться впечатлениями о
прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно
обсуждать предполагаемый ответ.
-развивать познавательные интересы, элементарные этические представления;
-воспитывать чувства долга и правильные жизненные позиции;
- воспитывать интерес к чтению.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.

Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной
отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и
развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к
действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению
обучающихся с данной категории.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной
литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у
учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных
интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о
мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым
умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим
трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Со второго класса учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В
дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. С этой целью
используются наводящие вопросы, картинный план.
Важное место занимает на уроках внеклассное чтение. На уроках внеклассного чтения
начинается формирование читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к
чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения
библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
В организации процесса обучения применяется уровневая дифференциация - это такая
организация обучения, при которой обучающиеся имеют возможность и право усваивать
содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он
направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные
особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента,
характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и
навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоциональноволевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной
категорией нарушения развития.
Внутриклассная индивидуализация обучения ориентирована на процессуальные особенности
учебной деятельности.
В АООП (вариант 1), согласно ФГОС, ФАООПопределено два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по первому варианту
программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) учреждение
может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП(вариант 2).

Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- коррекция -развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико- фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями;
- умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно - образного мышления;
- развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями, событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- формирование адекватности чувств;
- формирование адекватной и устойчивой самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
6. Развитие речи, овладение техникой речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушения устной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
-развитие лексико- грамматических средств языка;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция в индивидуальных пробелов в знаниях.

Воспитательная работа:
Целью воспитательной работы является обучение доступным знаниям и адаптирование к
самостоятельной жизни обучающихся, формировании у них нравственных представлений и
понятий, адекватных способов поведения в обществе.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление

доверительных отношений между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию ими требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке системно - деятельностного подхода, ситуационных игр, дискуссий,

групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение,
доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
• воспитание любви к прекрасному, к природе, к родному городу через уроки,

расширяющие образовательное пространство предмета.

• использование элементов ИКТ, обеспечивающих активность обучающихся (тесты,

мультимедийные презентации и др.);

• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация
школьных стендов предметной направленности).
Основные технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- информационно – коммуникативные технологии.
Основные формы:
- урок;
- внеклассное чтение;
- экскурсии.
Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
- наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
- практические – упражнения, практические работы.

При изучении тем курса используются:
- учебники;
- наглядные пособия;
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения;
- игры со словами;
- разрезная азбука.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика»
обязательной части (федеральный компонент) учебного плана.
В АООП КГБОУ «РОШИ № 2» программа рассчитана на 165 часов в год, по 5 часов в неделю.
На основании Годового календарного учебного графика и Расписания урочной деятельности
материал АООП скорректирован, в результате чего Рабочая программа рассчитана на 166 ч.
Рабочая программа ориентирована учебник:
Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2022.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину:
 сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую
направленность;
 сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена
государства;
 сформированность чувства патриотизма.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов:
 сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира.
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении:
 сформированность адекватных представлений о своих возможностях,
способностях;
 сформированность представлений о своих потребностях.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире:
 сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме.
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни:
 сформированность навыков самостоятельности;
 сформированность навыков самообслуживания;
 сформированность навыков выполнения доступных обязанностей в повседневной
жизни класса, школы;
 сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в
житейских ситуациях.
6. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
 сформированность навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками;
 владение средствами коммуникации;

 адекватность применения норм и правил социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:
 сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях;
 сформированность основ нравственных установок и моральных норм;
 адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности:
 сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе;
 ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие
образца «хорошего ученика»;
 сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации.
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях:
 готовность к коллективным формам общения;
 владение средствами коммуникации.
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств:
 сформированность
элементарных
представлений
об
эстетических
и
художественных ценностях отечественной культуры;
 сформированность творческой активности, интереса к искусству.
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей:
 сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости. Сформированность понимания и сопереживания
чувствам других людей.
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
 сформированность навыков личной гигиены;
 сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки»;
 сформированность стремлений к творческому труду;
 сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни:
 сформированность начального опыта участия в различных видах общественно
полезной деятельности;
 сформированность житейских умений самообслуживания;
 сформированность умений межличностного общения.
14. Способность к осмыслению картины мира, её временно - пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей.

Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень





умение осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
умение пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
умение участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
умение выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень










чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
умение отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
умение определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
умение читать текст молча с выполнением заданий учителя;
умение определять главных действующих лиц произведения;
умение читать диалог по ролям ;
умение пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
умение выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах
и
правилах
поведения в
современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- давать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- читать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета:
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и
"про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего
тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев
многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о
прочитанной книге.
Тематическое планирование
1 четверть
41ч
№

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12

2 четверть
39 ч

3 четверть
52 ч

Наименование разделов
и тем

Всего
часов теорет

Школьная жизнь
День Знаний

13
1

По Н.Носову «Снова в
школу»
Э. Мошковская «Жилбыл Учитель»
М.Пляцковский «Чему
учат в школе»
По Ю.Ермолаеву
«Поздравление»
По Е.Шварцу «Как
Маруся дежурила»
По Е.Ильиной «Шум и
Шумок»
В.Орлов "Почему
сороконожки опоздали
на урок"
По Л.Каминскому «Три
желания Вити»
В.Берестов «Читалочка»
(наизусть)
По М.Бартеневу
«Зарубите на носу»
Закрепление. Школьная
жизнь.

ически
е

1
1
1
1

13

4 четверть
34 ч
Из них

практ
ическ
ие

экскурс
ии

год
166ч
Виды деятельности

контрольн
ые работы

-слушание и чтение
текста,
- участие в беседе
с учителем и
одноклассниками;
-работа с текстом,
подтверждая свой
ответ строчками из
рассказа
-заучивание наизусть

1

-чтение вслух

1

-выразительное чтение

1

-составление рассказа по
картинному плану

1

-чтение слов,
предложений, текстов;

1
1

- ответы на вопросы,
- работа с учебником,

1.13

Чтение слогов, слов,
предложений

1

2

Время листьям
опадать

17

Н.Антонова «Жёлтой
краской кто-то...»
По Н. Абрамцевой
«Осенняя сказка»
Е. Благина «Подарки
осени»
По Л.Воронковой
«Лесные подарки»
А. Твардовский «Лес
осенью»
По В. Путилиной «В
осеннем лесу»
Н. Некрасов «Славная
осень!..»
По Ю. Шиму «Отчего
Осень грустна»

1

К. Бальмонт «Осень»
По Ю. Ковалю "Три
сойки"
По Н. Сладкову
«Холодная зимовка»
А. Плещеев «Скучная
картина!..» (наизусть)
По О. Иваненко «
Сказка про маленького
жучка»
По К Ушинскому
«Пчёлы и мухи»
По Г. Граубину "Время
листьям опадать..."
Закрепление. Время
листьям опадать.
Чтение слогов, слов,
предложений
Делу - время потехе час
Русская потешка
«Пекла кошка
пирожки...»
Чешская потешка
«Сенокос»
По Л. Пантелееву
«Карусели»
По Н. Носову «Прятки»
По М. Булатову
«Жмурки»
Закрепление. Делу время потехе - час.
В мире животных
По К. Ушинскому
«Бодливая корова»

1
1

-работа с иллюстрацией

1

- составление рассказа

1

- составление текста
по образцу, работа в
парах

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1

-составление текста по
образцу, работа в парах
17

-работа с текстом,
выполнение практических
заданий

1
1

-пересказ с опорой на
иллюстрации.

1

-чтение по ролям.

1

-подбор строчки из текста
к иллюстрациям.

1

- работа с учебником,

1
1

-составление рассказа по
картинному плану,

1

-чтение по ролям.
1
1

-участие в беседе с
учителем и
одноклассниками

1

- выразительное чтение

1
6

6

-объяснение выражений
трудных для понимания.

1

-чтение разными
способами.

1

- нахождение в тексте
незнакомых слов

1

-выразительное чтение
стихотворений наизусть

1
1

-выразительное чтение по
ролям

1
13
1

13

-коллективное
составление плана и

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8

По В. Бирюкову
«Упрямый котёнок»
По В. Гаранжину
«Пушок»
По Е. Чарушину
«Томка»
По Б .Житкову
«Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой "Чук
заболел"
Г. Снегирёв «Хитрый
бурундук»
По А. Баркову
«Барсучья кладовая»
По А. Дорохову
«Гостья»
Г. Корольков "Игрушки
лисят"
По Ю. Дмитриеву
«Лиса»

1

Закрепление. В мире
животных.
Чтение слогов, слов,
предложений
Жизнь дана на добрые
дела
Г. Ладонщиков «Миша мастер»
По Е. Пермяку
«Пичугин мост»
В. Хомченко
«Михаськин сад»
По С. Баруздину «Когда
люди радуются»
По Ю. Ермолаеву «Про
каникулы и полезные
дела»
Е. Благинина «Котёнок»
В. Голявкин «Птичка»
Закрепление. Жизнь
дана на добрые дела.
Зима наступила
По Л. Воронковой
«Снег идёт»
А. Слащёв
"Снегурочка»
И. Суриков «Зима»
С. Маршак «Декабрь»
(наизусть)
По В. Сутееву "Ёлка"

1

По Л. Клавдиной
«Вечер под Рождество»
Р. Тимершин «Где
лежало "спасибо"?»
По Н. Носову «На
горке»

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
характеров

1
8

8

- выразительное чтение,
передавая голосом
различную интонацию.

1
1

-хоровое чтение
трудных для
произношения слов.

1
1
1

-работа с иллюстрациями
(составление
предложений,
коллективный рассказ).

1
1
1

-слушание и чтение текста
разными способами.

26
1
2
1
1
2

1
2

26

-выразительное чтение и
аудирование
-чтение по ролям.
- составление рассказа по
картинному плану
-ответы на вопросы,
подтверждая свой
ответ строчками из
рассказа.
-пересказ текста по
частям словами, близкими

6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17

6.18
6.19
6.20
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
8
8.1
8.2
8.3
8.4

РНС «Лисичка сестричка и волк»
А. Бродский «Как
Солнце с Морозом
поссорились»
Чтение слогов, слов,
предложений
П. Головкин «Зимняя
сказка»
Г. Скребицкий
«Митины друзья»
В. Бирюков «Снежная
шапка»
По А. Тумбасову «В
шубах и шапках»
Н. Некрасов «Не ветер
бушует над бором...»
По В. Бианки
«Находчивый медведь»

2

По А. Спирину «Зимние
приметы»
Закрепление. Зима
наступила.
Чтение слогов, слов,
предложений
Весёлые истории
По Н. Носову «Как
Винтик и Шпунтик
сделали пылесос»
Г. Остер «Одни
неприятности»
М. Пляцковский
«Однажды утром»
В. Бирюков «Почему
комары кусаются»
С. Маршак «Вот какой
рассеянный»
По О. Кургузову «Две
лишние коробки»
Г. Чичинадзе
«Отвечайте, правда
ли?»
Закрепление. Весёлые
истории.
Полюбуйся, весна
наступает...
В. Алфёров «Март»
По М. Фроловой
«Восьмое марта»
Е. Благинина «Бабушка
- забота»
По А. Соколовскому
«Бабушкина вешалка»

1

1
1
1
3
1
1
1
1

книгами по иллюстрации
на обложке и названию

1

-выразительное чтение и
аудирование

1
10
3

10

-пересказ текста по
частям словами, близкими
к тексту с опорой на
картинный план или без
него

1
1
1

-выразительное чтение по
ролям

1
1

-выборочное чтение для
ответа на вопрос

1

-чтение трудных по
структуре слов по слогам
и целыми словами

1
15
1
3
1
1

-пересказ с опорой на
иллюстрации.

15

-чтение слов,
предложений, текстов;
-пересказ фрагмента
текста по заданию
учителя
-рассматривание

8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13

9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
10
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
10.7

По В. Бианки
«Последняя льдина»
А. Плещеев «Весна»
(наизусть)
По А. Баркову
«Скворцы прилетели»
По Э. Шиму «Всему
свой срок»
И. Никитин
«Полюбуйся, весна
наступает...» (наизусть)
По Ю. Ковалю
«Весенний вечер»
По Ю. Дмитриеву
«Опасная красавица»
Закрепление.
Полюбуйся, весна
наступает...
Чтение слогов, слов,
предложений

1

В мире волшебной
сказки
РНС «Хаврошечка»

17

РНС «Сказка о
серебряном блюдечке и
наливном яблочке»
А. Пушкин «У
лукоморья дуб
зелёный...» (наизусть)
По Ш. Перро «Подарки
феи»
Братья Гримм
«Горшочек каши»
По В. Порудоминскому
«Наши сказки»
Закрепление. В мире
волшебной сказки.
Чтение слогов, слов,
предложений
Родная земля
М. Ильин «Царь колокол»
С. Васильева "Город на
Неве"
Д. Павлычко «Где всего
прекрасней на земле»
С. Вербова «Сочинение
на тему»
По Л. Кассилю «Какое
это слово?»
По Б. Никольскому
«Главное дело»
А. Усачёв «Защита»

3

1
1
1
1
1
1
1
1

17

3

- выборочное чтение для
подтверждения ответа

1

-объяснение смысла
образного выражения.

3

-ответы на вопросы по
содержанию текста

2

-пересказ текста по
заданию учителя

2
1

-чтение слов,
предложений, текстов;

2
15
2
1
1
1
1
2
1

-чтение трудных по
структуре слов по слогам
и целыми словами

15

-чтение слов,
предложений, текстов;
-объяснение смысла
названия рассказа.
-составление
описательного рассказа,
-выявление основной
мысли прочитанного
текста.
-хоровое чтение

10.8

По Л. Кассилю «Никто
не знает, но помнят все»
10.9 Т. Белозёров «День
Победы» (наизусть)
10.10 Закрепление. Родная
земля.
10.11 Чтение слогов, слов,
предложений

2

11
11.1
11.2

17
2
1

Лето пришло
С. Козлов «Ливень»
Г. Граубин «Тучка»
(наизусть)
11.3 Н. Павлова «Хитрый
одуванчик»
11.4 Е. Благинина
«Одуванчик»
11.5 По А. Дорохову
«Встреча со змеёй»
11.6 А. Бродский «Летний
снег»
11.7 В. Голявкин «После
зимы будет лето»
11.8 О. Тарнопольская
«Хозяюшка»
11.9 По А. Спирину «Летние
приметы»
11.10 Закрепление. Лето
пришло.
11.11 Чтение слогов, слов,
предложений

1
1
2

1

1

-формулирование своего
мнения о возможном
поведении героев рассказа

2
1

-устное составление
подписей к
иллюстрациям.

2

1

1.3

Е. Носов "Хитрюга"

1

1.4

В. Осеева «Три
товарища»
"Старый Мороз и
молодой Морозец"
(литовская сказка)
Г.Остин «Котенок по
имени Гав»
Э.
Киселёва"Волшебный
котелок"
Л.Кассиль «Советскому
солдату»
И. Соколов-Микитов
«Пауки»
Итого:

1

1.9

-выборочное чтение для
подтверждения ответа

1

Короткие рассказы про
осень.

1.8

-устное составление
подписей к
иллюстрациям.

2

1.2

1.7

-пересказ фрагмента
текста по заданию
учителя

1

Внеклассное чтение
В. Голявкин «Весёлые
рассказы о школе»

1.6

-слушают рассказы,
стихи,

3

12
1.1

1.5

17

9

9

1

-составление
описательного рассказа,
-выявление основной
мысли прочитанного
текста.

1

-хоровое чтение
трудных для
произношения слов.

1
1

-ответы на вопросы,
подтверждая свой
ответ строчками из
рассказа.

1
1
166

-ответы на вопросы по
содержанию
произведений

166

-чтение трудных по
структуре слов по слогам
и целыми словами
- выборочное чтение для
подтверждения ответа

Разделов: 12

Тем: 146

Календарно – тематическое планирование «Чтение»
№

Тема урока

Всего
часов

Дата

I четверть
« Школьная жизнь»

01.09
04.09
05.09

иллюст. осени
табл. слов

Средства
обеспечения
темы

1
2
3

День Знаний
По Н.Носову «Снова в школу»
Э. Мошковская «Жил-был Учитель»

41
14
1
1
1

4

М.Пляцковский «Чему учат в школе»

1

06.09

карточки слогов

5
6

По Ю.Ермолаеву «Поздравление»
По Е.Шварцу«Как Маруся дежурила»

1
1

07.09
08.09

слайд
слайд

7

По Е.Ильиной «Шум и Шумок»

1

11.09

табл.слов

8

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

1

12.09

картины к тексту

9

По Л.Каминскому «Три желания Вити»

1

13.09

слайд

10

В.Берестов «Читалочка» (наизусть)

1

14.09

слайд

11

По М.Бартеневу «Зарубите на носу»

1

15.09

слайд

12

Закрепление. Школьная жизнь.

1

18.09

слайд

13

1

19.09

слайд

14

Внеклассное чтение В. Голявкин
рассказы о школе»
Чтение слогов, слов, предложений

1

20.09

слоговая табл
табл.слов

15

« Время листьям опадать»
Н.Антонова «Жёлтой краской кто-то...»

18
1

21.09

слайд

16

По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка»

1

22.09

выставка книг

17

Е. Благина «Подарки осени»

1

25.09

карточки слов

18

По Л.Воронковой «Лесные подарки»

1

26.09

слайд

19

А. Твардовский «Лес осенью»

1

27.09

презентация

20

По В. Путилиной «В осеннем лесу»

1

28.09

карточки слогов

21

Н. Некрасов «Славная осень!..»

1

29.09

22

По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна»

1

02.10

правила
поведения
иллюстрации

23

К. Бальмонт «Осень»

1

03.10

выставка книг

24

По Ю. Ковалю "Три сойки"

1

04.10

таблица слов

«Весёлые

25

По Н. Сладкову «Холодная зимовка»

1

05.10

карточки

26

А. Плещеев «Скучная картина!..» (наизусть)

1

06.10

27

По О. Иваненко « Сказка про маленького жучка»

1

09.10

правила
поведения
иллюстрации

28

По К Ушинскому «Пчёлы и мухи»

1

10.10

выставка книг

29

По Г. Граубину "Время листьям опадать..."

1

11.10

таблица слов

30

Закрепление. Время листьям опадать.

1

12.10

слайд

31

Чтение слогов, слов, предложений

1

13.10

32

1

16.10

33

Внеклассное чтение «Короткие рассказы про
осень».
«Делу - время потехе - час»
Русская потешка «Пекла кошка пирожки...»

таблица слогов,
слов
карточки слогов

6
1

17.10

34

Чешская потешка "Сенокос"

1

18.10

35

По Л. Пантелееву «Карусели»

1

19.10

36

По Н. Носову «Прятки»

1

20.10

выставка книг
карточки
таблица слов

37

По М. Булатову «Жмурки»

1

23.10

таблица слов

38

Закрепление. Делу - время потехе - час.

1

24.10

выставка книг
карточки

«В мире животных»

правила
поведения
слайд

14

39
40

По К. Ушинскому «Бодливая корова»
По В. Бирюкову «Упрямый котёнок»

1
1

25.10
26.10

иллюстрации
выставка книг

41

По В. Гаранжину «Пушок»

1

27.10

таблица слов

II четверть

39

42

По Е. Чарушину «Томка»

1

07.11

карточки

43

По Б .Житкову «Охотник и собаки»

1

08.11

44

По Л. Матвеевой "Чук заболел"

1

09.11

правила
поведения
карточки
иллюстрации

Г. Снегирёв «Хитрый бурундук»

1

10.11

выставка книг

46

По А. Баркову «Барсучья кладовая»

1

13.11

таблица слов

47

По А. Дорохову «Гостья»

1

14.11

карточки

48

Г. Корольков "Игрушки лисят"

1

15.11

49

По Ю. Дмитриеву «Лиса»

1

16.11

правила
поведения
карточки
иллюстрации

45

50

Закрепление. В мире животных.

1

17.11

51

Чтение слогов, слов, предложений

1

20.11

52

Внеклассное чтениеН. Носов "Хитрюга"

1

21.11

выставка книг
карточки
таблица слогов,
слов
выставка книг

«Жизнь дана на добрые дела»
Г. Ладонщиков «Миша -мастер»

9
1

22.11

таблица слов

54

По Е. Пермяку «Пичугин мост»

1

23.11

карточки слогов

55

В. Хомченко «Михаськин сад»

1

24.11

56

По С. Баруздину «Когда люди радуются»

1

27.11

правила
поведения
иллюстрации

57

1

28.11

58

По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные
дела»
Е. Благинина «Котёнок»

1

29.11

карточки
выставка книг
таблица слов

59

В. Голявкин «Птичка»

1

30.11

карточки

60

Закрепление. Жизнь дана на добрые дела.

1

01.12

61

Внеклассное чтениеВ. Осеева «Три товарища»

1

04.12

выставка книг
карточки
слайд

53

«Зима наступила»
62 По Л. Воронковой «Снег идёт»
63-64 А. Слащёв "Снегурочка»

27
1
2

65

И. Суриков «Зима»

1

05.12
06.12
07.12
08.12

иллюстрации
выставка книг

66

С. Маршак «Декабрь» (наизусть)

1

11.12

карточки

2

иллюстрации

таблица слов

69

По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество»

1

12.12
13.12
14.12

70

Р. Тимершин «Где лежало "спасибо"?»

1

15.12

выставка книг

71-72 По Н. Носову «На горке»

2

18.12
19.12

карточки
таблица слов

73-74 РНС «Лисичка - сестричка и волк»

2

таблица слов

1

20.12
21.12
22.12

1

25.12

3

26.12
27.12
28.12
29.12

таблица слогов,
слов
карточки
иллюстрации

67-68 По В. Сутееву "Ёлка"

75
76

А. Бродский «Как Солнце с Морозом
поссорились»
Чтение слогов, слов, предложений

77-79 Г. Скребицкий «Митины друзья»
80

П. Головкин «Зимняя сказка»
III четверть

1
52

иллюстрации

карточки

иллюстрации

81

В. Бирюков «Снежная шапка»

1

09.01

выставка книг

82

По А. Тумбасову «В шубах и шапках»

1

10.01

таблица слов

83

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»

1

11.01

карточки

84

По В. Бианки «Находчивый медведь»

1

12.01

85

По А. Спирину «Зимние приметы»

1

15.01

правила
поведения
иллюстрации

86

Закрепление. Зима наступила.

1

16.01

87

Чтение слогов, слов, предложений

1

17.01

1

18.01

88

Внеклассное чтение"Старый Мороз и молодой
Морозец" (литовская сказка)
«Весёлые истории»
89-91 По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали
пылесос»

11
3

выставка книг
карточки
таблица слогов,
слов
выставка книг

92

Г. Остер «Одни неприятности»

1

19.01
22.01
23.01
24.01

93

М. Пляцковский «Однажды утром»

1

25.01

правила
поведения
иллюстрации

94

В. Бирюков «Почему комары кусаются»

1

26.01

выставка книг

95

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

1

29.01

таблица слов

96

По О. Кургузову «Две лишние коробки»

1

30.01

карточки

97

Г. Чичинадзе "Отвечайте, правда ли?"

1

31.01

таблица слов

98

Закрепление. Весёлые истории.

1

01.02

99

Внеклассное чтение Г.Остин «Котенок по имени
Гав»
«Полюбуйся, весна наступает...»
В. Алфёров «Март»

1

02.02

выставка книг
карточки
иллюстрации

15
1

05.02

выставка книг
таблица слов

100

101-103 По М. Фроловой «Восьмое марта»

3

карточки

104

Е. Благинина «Бабушка - забота»

1

06.02
07.02
08.02
09.02

105

По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка»

1

12.02

106

По В. Бианки «Последняя льдина»

1

13.02

правила
поведения
иллюстрации

107

А. Плещеев «Весна» (наизусть)

1

14.02

выставка книг

108

По А. Баркову «Скворцы прилетели»

1

15.02

таблица слов

109

По Э. Шиму «Всему свой срок»

1

16.02

карточки

карточки

110

1

19.02

111

И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает...»
(наизусть)
По Ю. Ковалю «Весенний вечер»

1

20.02

правила
поведения
иллюстрации

112

По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица»

1

21.02

выставка книг

113

Закрепление. Полюбуйся, весна наступает.

1

22.02

114

Чтение слогов, слов, предложений

1

26.02

выставка книг
карточки
таблица слогов,
слов

«В мире волшебной сказки»
115-117 РНС «Хаврошечка»

18
3

118-120 РНС «Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке»

3

121

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»
(наизусть)
122-124 По Ш. Перро «Подарки феи»

1

125-126 Братья Гримм «Горшочек каши»

2

127-128 По В. Порудоминскому «Наши сказки»

2

129

Закрепление. В мире волшебной сказки.

130

Внеклассное чтение Э. Киселёва.
котелок"
131-132 Чтение слогов, слов, предложений

"Волшебный

IV четверть
«Родная земля»
133-134 М. Ильин «Царь - колокол»

3

27.02
28.02
29.02
01.03
04.03
05.03
06.03

таблица слов
карточки слогов
иллюстрации

1

07.03
11.03
12.03
13.03
14.03
15.03
18.03
19.03

таблица слов

1

20.03

правила
поведения
выставка книг
карточки
выставка книг

2

21.03
22.03

таблица слогов,
слов

иллюстрации
выставка книг

карточки слогов

34
16
2

135

С. Васильева "Город на Неве"

1

03.04
04.04
05.04

136

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»

1

08.04

таблица слов

137
138

С. Вербова «Сочинение на тему»
По Л. Кассилю «Какое это слово?»

1
1

09.04
10.04

таблица слов
карточки слогов

139-140 По Б. Никольскому «Главное дело»

2

11.04
12.04
15.04

правила
поведения
иллюстрации
выставка книг

выставка книг
карточки
таблица слогов,
слов

141

А. Усачёв «Защита»

1

144

Т. Белозёров «День Победы» (наизусть)

1

16.04
17.04
18.04

145

Закрепление. Родная земля.

1

19.04

2

22.04
23.04

142-143 По Л. Кассилю «Никто не знает, но помнят все»

146-147 Чтение слогов, слов, предложений

2

таблица слов

148

Внеклассное чтение Л.Кассиль «Советскому
солдату»
«Лето пришло»
149-150 С. Козлов «Ливень»
151

Г. Граубин «Тучка» (наизусть)

152-154 Н. Павлова «Хитрый одуванчик»
155

1
18
2
1
3

Е. Благинина «Одуванчик»

1

156-157 По А. Дорохову «Встреча со змеёй»

2

24.04

карточки слогов

25.04
27.04
26.04

правила
поведения
иллюстрации

02.05
03.05
06.05
07.05

выставка книг

карточки слогов

таблица слов

158

А. Бродский «Летний снег»

1

08.05
13.05
14.05

159

В. Голявкин «После зимы будет лето»

1

15.05

правила
поведения
иллюстрации

160

О. Тарнопольская "Хозяюшка"

1

16.05

таблица слов

2

карточки слогов

1

17.05
20.05
21.05

1

22.05

выставка книг
карточки
иллюстрации

2

23.05
24.05

таблица слогов,
слов

161-162 По А. Спирину «Летние приметы»
163

Закрепление. Лето пришло.

Внеклассное чтение. И. Соколов-Микитов
«Пауки»
165-166 Чтение слогов, слов, предложений
164

Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
1.. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1) КГБОУ
« Рубцовская общеобразовательная школа- интернат№2»
2. Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2022.
Методические материалы:
1. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ
VIII вида : Метод. пособие для учителя / Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова. - М. :
АРКТИ, 2004.
2. Чтение. Методические рекомендации. 2–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. Ю.
Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина. — М. : Просвещение, 2020.(эл. вариант)
3. Артикуляционная гимнастика (картотека в эл.варианте), слоговые таблицы,
разработанные учителем.
4. Наглядный материал: иллюстрации, презентации по темам.
Технические средства:
1. Компьютер, телевизор, МФУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».