РП по математике для 4 класса ОВЗ (pdf.io)

Пояснительная записка

















Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.21г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с изменениями и
дополнениями);
СП 2.4.3.648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28);
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы и
требования
к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021г. № 2);
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026;
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант
1)
Краевое
государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
для
обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными
нарушениями) «Рубцовская общеобразовательная школа - интернат №2».
календарного учебного графика на текущий год.

Математика в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) является одним из основных учебных предметов.
Цель: подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и
овладению допустимыми профессионально-трудовыми навыками.
Задачи изучения предмета:
- овладевать началами математики (понятие числа, счета);
- формировать математические знания и умения, необходимые для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развивать
способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- развивать и корригировать познавательную деятельность и личностные качества средствами
математики с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
- формировать положительные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, терпеливость, любознательность, умения планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.

Общая характеристика учебного предмета:
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит
учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, учить использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в
процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические
действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических
понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны
учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами
переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно,
действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики
необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для
каждого ученика.
Необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным
изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно
только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных
упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к
формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики дети повторяют за
учителем, речь которого является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем
индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
В организации процесса обучения применяется уровневая дифференциация - это такая
организация обучения, при которой обучающиеся имеют возможность и право усваивать
содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как
индивидуальные особенности
каждого
ребенка
(особенности
высшей
нервной
деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов,
уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться,
мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его
специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Внутриклассная
индивидуализация обучения ориентирована на процессуальные
особенности учебной деятельности.
В АООП (вариант 1), согласно ФГОС, ФАООП, определено два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по первому
варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) учреждение
может
перевести обучающегося на
обучение
по
индивидуальному плану или на АООП(вариант 2).

Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предмета(цвет, форма, величина);
- развитие зрительного и пространственного восприятия, пространственной ориентировки;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и
графического навыка.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями;
- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно - образного мышления;
-развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями, событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- формирование адекватности чувств;
- формирование адекватной и устойчивой самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
6. Развитие речи, овладение техникой речи:
- коррекция нарушения устной и письменной речи;
- коррекция диалогической речи;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция в индивидуальных пробелов в знаниях.

Воспитательная работа:
Целью воспитательной работы является обучение доступным знаниям и адаптирование
к самостоятельной жизни обучающихся, формировании у них нравственных представлений
и понятий, адекватных способов поведения в обществе.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление

доверительных отношений между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию ими требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) принципы
учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение
«Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль
обучающихся;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке системно - деятельностного подхода, ситуационных игр,
дискуссий, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество,
поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
• воспитание любви к прекрасному, к природе, к родному городу через уроки,
расширяющие образовательное пространство предмета.
• использование элементов ИКТ, обеспечивающих активность обучающихся (тесты,
мультимедийные презентации и др.);
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная
агитация школьных стендов предметной направленности).
Основные технологии: игровые;
- здоровьесберегающие; развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- информационно – коммуникативные технологии.
Основные формы: урок;
- внеклассная работа.
Основныеметоды организации учебного процесса (по источнику знаний): словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
- наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация; практические – упражнения, практические работы.
При изучении тем курса используются: -

учебники;
- наглядные пособия (опорные схемы, таблицы, реальные предметы); дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения; математические игры.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика»
обязательной части (федеральный компонент) учебного плана.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину:
 сформированность
понятийного аппарата, характеризующего гражданскую
направленность;
 сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена
государства;
 сформированность чувства патриотизма.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов:
 сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении:
 сформированность
адекватных представлений о своих возможностях,
способностях;
 сформированность представлений о своих потребностях.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире:
 сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме.
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни:
 сформированность навыков самостоятельности;
 сформированность навыков самообслуживания;
 сформированность навыков выполнения доступных обязанностей в повседневной
жизни класса, школы;
 сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в
житейских ситуациях.
6. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
 сформированность навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками;
 владение средствами коммуникации;
 адекватность применения норм и правил социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей:
 сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях;
 сформированность основ нравственных установок и моральных норм;
 адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности:
 сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе;

 ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие
образца «хорошего ученика»;
 сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации.
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях:
 готовность к коллективным формам общения;
 владение средствами коммуникации.
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств:
 сформированность
элементарных
представлений
об
эстетических
и
художественных ценностях отечественной культуры;
 сформированность творческой активности, интереса к искусству.
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей:
 сформированность
этических чувств, доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости. Сформированность понимания и сопереживания
чувствам других людей.
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям:
 сформированность навыков личной гигиены;
 сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки»;
 сформированность стремлений к творческому труду;
 сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 13.
Проявление готовности к самостоятельной жизни:
 сформированность начального опыта участия в различных видах общественно
полезной деятельности;
 сформированность житейских умений самообслуживания;
 сформированность умений межличностного общения.
14. Способность к осмыслению картины мира, её временно - пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей.

Предметные результаты освоения учебного предмета:
Минимальный уровень









знание числового ряда 1—100 в прямом порядке (с помощью учителя);
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления(с помощью
учителя);
умение пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения
произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
умение выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах
100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения (с
помощью учителя);
умениеирешать простые арифметические задачи (с помощью учителя);
умение называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии
(с помощью учителя);
умениенаходить точку пересечения линий (отрезков).

Достаточный уровень

знание о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
умение узнавать и называть объекты живой и неживой природы в естественных условиях;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
 умение относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
 знание правил гигиены органов чувств;
соблюдение элементарных санитарно - гигиенических норм.
Базовые учебные действия





Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик
– класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- давать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные
на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Нумерация
Чтение и запись чисел в пределах 100. Ряд круглых десятков в пределах 100. Все действия в
пределах 100.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Разряды, их место в записи
числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц. Числовой ряд в пределах 100.Получение
следующего, предыдущего чисел. Сложение и вычитание в пределах 100 на основе
присчитывания, отсчитывания по 10, по 1 с использованием переместительного свойства
сложения.
Единицы измерения и их соотношения

Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени
(минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все
случаи).Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из
двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел
с переходом через разряд. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с
числами 0 и 1. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство
сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и
деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи
на нахождение суммы и разности. Простые арифметические задачи на увеличение
(уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в
несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...",
"меньше на (в)...". Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость
товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные
линии -замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).

Тематическое планирование:
1 четверть
41 ч
№

1

2 четверть
39 ч

Наименование
разделов и тем

Нумерация.

3 четверть
52 ч

Всег
о
часо
теоре
в
тичес
кие
13

1.1

День Знаний.

1

1.2

Нумерация чисел 1
-100 (повторение).

5

1.3

Сложение
и
вычитание чисел в
пределах 100 без
перехода
через разряд (все
случаи).
Закрепление.
Сложение и
вычитание без
перехода через
разряд (все случаи).
Диагностическая
контрольная
работа.
Работа над
ошибками
«Нумерация чисел 1
– 100»

4

1.4

1.5
1.6

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Арифметические
действия
Умножение чисел.

4 четверть
34 ч

Из них
практ
ическ
ие

экску
рсии

Виды деятельности
контро
льные
работы

1

1

год
166 ч

1

1

129

- Работа с учебником;
-выполнение упражнений
на последовательность
чисел в пределах 100;
- выделение количества
разрядных единиц в числе;
-работа с учебником,
-выполнение упражненийна
формирование умений
записывать, читать
разрядные единицы в
разрядной таблице.
-выполнение практических
заданий
-вычисление значений
числового выражения.
-выполнение упражнений,
решение задач
- самостоятельное решение
контрольного задания
-выполнение практического
задания самостоятельно.
-вычисление значения
числового выражения.

3

Таблица умножения
числа 2.
Деление чисел.

3

Деление на 2.
Чётные и нечетные
числа.
Закрепление.
Решение примеров и
задач.
Контрольная
работа за 1
четверть.
Работа над
ошибками. Порядок
действий в
примерах.

4

- выполнение устного и
письменного действия
умножения.

6

- использование таблицы
умножения.

-использование таблицы
деления.

3

1
1

1

- работа с учебником,
выполнение упражнения,
решение задач.
- выполнение устного и
письменного действия

2.8

2.9

2.10
2.11

2.12
2.13

2.14

2.15

2.16
2.17
2.18
2.19
2.20

Сложение с
переходом через
разряд (устные
вычисления)
Сложение
двузначного числа с
однозначным
числом. (устные
вычисления)
Сложение
двузначных чисел.
(устные вычисления)
Решение примеров и
задач.
Вычитание с
переходом через
разряд(устные
вычисления)
Вычитание
однозначного числа
из двузначного
числа. (устные
вычисления)
Вычитание
двузначных чисел.
Закрепление.
«Сложение и
вычитание с
переходом через
разряд » (устные
вычисления)
Контрольная
работа «Сложение и
вычитание с
переходом через
разряд » (устные
вычисления)
Работа над
ошибками
«Сложение и
вычитание с
переходом через
разряд ».
Таблица умножения
числа 3.
Деление на 3.

2

умножения.

Таблица умножения
числа 4.
Деление на 4.

3
3

-вычисление значений
числового выражения.

Таблица умножения
числа 5.

3

-работа с учебником,

-выполнение практического
задания;
-вычисление значение
числового выражения;
-выполнение упражнения,
решение задач;
2

1
2

- выполнение практических
заданий, работа с
алгоритмом.
-работа с учебником,
выполнение упражнений,
решение задач.
- выполнение практических
заданий на действия с
числами.

2
2

1

-выполнение устных и
письменных действий с
числами;
- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.
-работа с дидактическим
материалом.
- выполнение практических
заданий на действия с
числами.

1

-выполнение устных и
письменных действий с
числами;
- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.

2
3

-выполнение практических
заданий

2.21

Деление на 5.

3

2.22

Контрольная

1

2.23
2.24
2.25
2.26

работа за 1
полугодие
Работа над
ошибками. Решение
примеров и задач
Таблица умножения
числа 6.
Деление на 6.

решение задач.

2

Закрепление.
Умножение и
деление на 6, 7
Контрольная
работа «Умножение
и деление на 6,7»
Работа над
ошибками
«Умножение и
деление на 6,7».
Таблица умножения
числа 8.
Деление на 8.

1

3

2.36

Таблица умножения
числа 9.
Деление на 9.

2.37

Умножение 1 и на 1.

2

2.38

Деление на 1.

2

2.39

Закрепление.
Умножение и
деление чисел.
Контрольная
работа "Умножение
и деление чисел".
Работа над
ошибками.
Умножение и
деление чисел.
Сложение и
вычитание чисел
(письменные
вычисления).

1

2.29
2.32

2.33
2.34
2.35

2.40
2.41

2.42

-выполнение устных и
письменных действий с
числами;

3
3

2.28

- выполнение практических
заданий на действия с
числами

1

Таблица умножения
числа 7.
Деление на 7.

2.27

1

3

1

1

1

-работа с дидактическим
материалом.
- выполнение
практических заданий на
действия с числами

3
3

-выполнение устных и
письменных действий с
числами;

3

1
1

2

- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.
работа с учебником,
выполнение упражнения,
решение задач на умение
умножать числа в пределах
100

- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.

1

- выполнение
практических заданий
-вычисление значений
числового выражения.
- самостоятельное решение
контрольного задания;
- выполнение практических
заданий, работа с
алгоритмом.

2.43

2.44
2.45

Сложение и
вычитание без
перехода через
разряд. (письменные
вычисления).
Контрольная
работа
за
3
четверть.
Работа над
ошибками.

8

1
1

2.50

Арифметические
действия.
Сложение с
переходом через
разряд. (письменные
вычисления).
Вычитание с
переходом через
разряд. (письменные
вычисления).
Контрольная
работа «Сложение
и вычитание чисел»
(письменные
вычисления).
Работа над
ошибками
«Сложение и
вычитание чисел»
(письменные
вычисления).
Умножение 0 и на 0

2.51

Деление 0 на число.

2

2.52

Умножение 10 и на
10.
Деление на 10.

3

Повторение.
Все
действия в пределах
100
Итоговая
контрольная работа

4

Работа над
ошибками. Все
действия в пределах
100.
Нахождение
неизвестного
слагаемого.

1

2.46

2.47

2.48

2.49

2.53
2.54
2.55
2.56

2.57

1

-выполнение устных и
письменных действий с
числами;

3

- объяснение выбора
действий.
3

1

- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.
1

-вычисление значений
числового выражения.
-выполнение упражнений
на сравнение числовых
выражений.

1

- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.
2

- выполнение устного и
письменного действия
умножения.
-выполнение практического
задания;

3

1

3

1

-вычисление значение
числового выражения;

- использование алгоритма
письменных
арифметических действий.
работа с учебником,
выполнение упражнения,
решение задач на умение
умножать числа в пределах

2.58

Арифметические
действия с числами в
пределах 100.
Повторение.
Арифметические
задачи
Увеличение числа в
несколько раз.
Решение задач.
Уменьшение числа в
несколько раз.
Решение задач.
Составные задачи,
решаемые двумя
арифметическими
действиями

4

Единицы
измерения и их
соотношения
Числа, полученные
при измерении
величин.
Мера длины
-миллиметр.
Меры времени.

6

1

5.2

Двойное
обозначение
времени.
Геометрический
материал
Замкнутые,
незамкнутые кривые
линии.
Окружность, дуга.

5.3

Ломаная линия.

1

5.4

1

5.6

Замкнутые,
незамкнутые
ломаные линии.
Длина ломаной
линии.
Прямоугольник.

5.7

Квадрат.

1

5.8

Пересечение фигур.

1

5.9

Взаимное положение
фигур.

2

3
3.1
3.2
3.3

4

4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1

5.5

Разделов: 5
Тем: 80

7
2
2
3

2
1

-определение количества и
порядок действий для
решения задачи.
- анализ задачи,
установление взаимосвязи
между условием и вопросом
задачи.
-определение количества и
порядок действий для
решения задачи.

- называние единиц длины,
- сравнение величины по их
числовым значениям,
выражают данные величины
в различных единицах.
-чтение и запись величины.

2

10
1
1

1
1

- использование основных
единиц измерений величин
и соотношений между
ними.
-описывание взаимное
расположение предметов в
пространстве и плоскости.
- распознавание, узнавание,
изображение
геометрических фигур.
- выполнение построений
геометрических фигур с
заданными измерениями.
- выполнение практических
заданий, работа с
алгоритмом.
- выполнение построений
геометрических фигур с
заданными измерениями с
помощью линейки,
угольника.

Итого:

166

9

Контрольно измерительные материалы
Период
1
четверть

Тема
Диагностическая контрольная работа
Контрольная работа за 1 четверть

2
четверть

3
четверть

Контрольная работа «Сложение и
вычитание с переходом через разряд »
(устные вычисления)
Контрольная работа за 1 полугодие
Контрольная работа «Увеличение
(уменьшение) числа на несколько
единиц»
Контрольная работа «Умножение и
деление чисел»
Контрольная работа за 3 четверть

4
четверть

год

Контрольная работа «Сложение и
вычитание чисел» (письменные
вычисления).
Итоговая контрольная работа

Форма
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний
письменная
проверка
знаний

Дата
21.09

Всего
2

19.10
16.11

2

21.12
25.01

3

27.02
14.03
12.04

2

14.05
9

Тексты контрольных работ
Тексты контрольных работ являются примерными, и учитель имеет право изменить их
содержание в зависимости от степени усвоения учебного материала

Диагностическая контрольная работа
1 вариант
1. Спиши, вставляя пропущенные числа
100, 90,…,70, 60, …,40,30,…, 10.
65,… ,67,.. ., 69, …, ..., 72, 73, ..., 75
2. Сравни числа, поставь знаки <, > или =
8дес. …6 дес.
30…..90
8дес. …6 дес.
100….40
3. Запиши слева от каждого числа предыдущее число, справа следующее число
., 61, .,
., 80, .
., 74, .,
., 91, .
4. Реши примеры
70+30
90-40
15+ 3
87- 1
40+7
93-10
5. Реши задачу
В мастерской было 48 коротких гвоздей и 10 длинных гвоздей. Мастер израсходовал 8
гвоздей. Сколько гвоздей стало в мастерской.
6. Начертить отрезок 6см
2 вариант
1. Спиши, вставляя пропущенные числа
10, 20,30,….,50, 60,…,80,….100.
30,31,32,33,…,35,36,….,38,39,40.
2. Сравни числа, поставь знаки <, > или =
30…..90
100….40
3. Запиши к каждому числу следующее число
34,… .
50,… .
4. Реши примеры
35 + 1
35 - 1
35 + 10
35 - 10
5. Реши задачу
В мастерской было 40 коротких гвоздей и 10 длинных гвоздей. Сколько гвоздей всего в
мастерской.
6. Начерти луч

Контрольная работа за 1 четверть
1 вариант
1. Продолжи закономерность
82, 83, 84, ., 86, ., 88, .., 90
2. Сравни, поставь знаки <, > или =
65+3 … 18
43 см … 59 см
87-4 … 93+2
2 ч … 14 мин
3. Выполни действия
35-6:2
(18р. : 2)+61
8:2+21
86кг +(2кг х 7)
4. Реши задачу
Было 12 кг яблок. Все яблоки разложили в 2 ведра поровну. Сколько килограммов
яблок в каждом ведре?
5. Начерти окружность
2 вариант
1. Продолжи закономерность
22, 23, 24, ., 26, ., 28, ..,30
2. Сравни, поставь знаки <, > или =
15+3 … 18
43 см … 19 см
27-4 … 13+2
32 мин … 44 мин
3. Выполни действия
10-(8:2 ) (2 см х 5)+8
(14:2) +5
14р.: 2 -1
4. Реши задачу
Было 8 груш. Все груши разложили на 2 тарелки поровну. Сколько груш на каждой
тарелке?
5. Начерти отрезки 10 см и 5 см.
Контрольная работа по теме «Увеличение (уменьшение) чила на несколько единиц»
1 вариант
1. Продолжи запись числа
100, 99, …, …, …, …, …, … .
2. Сравни, поставь знаки <, > или =
25 см....34 см
74 мм...47мм
3. Реши примеры
62-5
28 + (11 – 2)
36 + 6
45 + 14:2
4. Реши задачу
У Кости было 72 р. Он купил ручку по цене 38 р. и тетрадь по цене 5 р. Сколько рублей
осталось у Кости?
5. Начерти ломаную линию.
2 вариант
1. Продолжи запись числа
10, 11, …, …, …, …, …, … .
2. Сравни, поставь знаки <, > или =
15 см....24 см
14 мм...37мм
3. Реши примеры
41-2
22-5
12- 2х3
12:2 +27
4. Реши задачу
У Миши было 35 р. Он купил карандаш по цене 6 р. Сколько рублей осталось у Миши?
5. Начерти ломаную линию.

Контрольная работа «Умножение и деление чисел»
1 вариант
1. Выполни сложение. Замени сложение умножением
6+6=
7+7
6 х… =
7х…=
6+6+6+6+6
7+7+7+7+7+7
6х…=
7х … =
2. Реши примеры
12: 2 •4
36-6•5
18:6 • 5
60 – 6•4
14:7 • 7
11 + 7•5
3. Запиши примеры на умножение, реши их.
по 6 взяли 5 раз;
по 7 взяли 9 раз
по 6 взяли 7 раз;
по 7 взяли 2 раза
4. Реши задачу
В магазине было 6 клеток с птицами, в каждой клетке 5 птиц. Продали 2 птицы. Сколько
птиц осталось?
5. Начерти прямоугольник со сторонами 7см и 4см.
2 вариант
1. Выполни сложение. Замени сложение умножением
6+6+6
7+7+7+7+7+7+7
6• … =
3•…=
2. Реши примеры
6•2=
7 •7
=6•5=
7• 5
=
36 : 6 =
28: 7 =
18 : 6 =
42 :7 =
3. Запиши примеры на умножение, реши их.
по 6 взяли 5 раз;
по 7 взяли 5 раз
4. Реши задачу
В магазине было 3 аквариума. В каждом аквариуме по 6 рыбок. Сколько рыбок было в
магазине?
5. Начерти квадрат со стороной 4 см.
Контрольная работа за 3 четверть
1 вариант
1. Определи закономерность, вставь пропущенные числа
6, 12, …., 24,30,…, 42,…48,…, 60
2. Сравни выражения
18 : 9 … 12:6
5см 8 мм…. 6 см
7х 3 … 45: 9
1 дм …… 10см
3. Реши примеры
79+21
(16 +20) : 6
58-26
(40 + 5) : 9
78-6
4х4:8
4. Реши задачу
У Пети в правом кармане 18руб, а в правом в 2 раза меньше. Сколько рублей было в двух
карманах?
5. Начерти треугольник и прямую которая пересекает его в двух точках.

2 вариант
1. Определи закономерность, вставь пропущенные числа
3,6,…,12,…,18,…,24.
2. Сравни выражения
16:2 …..16: 8
5 мм …..8 мм
3. Реши примеры
36+11
(8 х 6) - 40
45-20
12 + 35:7
60-30
9х4–6
4. Реши задачу
У Пети в правом кармане 18руб, а в правом в 2 раза меньше. Сколько рублей в правом кармане?
5. Начерти две пересекающиеся прямые линии, обозначь точку пересечения
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел» (письменные вычисления).
1 вариант
1.Определи закономерность, вставь пропущенные числа
6,12,…,24,…,36,…,48.
2. Сравни выражения
3+1 … 3 х 1
4:1…4х1
3. Реши примеры в столбик
36+27
48+32
79+21
32-17
78-6
58-26
4. Реши задачу
Высота дома 28 м. Магазин в 4 раза ниже, чем дом. Дерево на 4 м выше, чем магазин. Сколько
метров составляет высота дерева?
5. Начерти квадрат со стороной 4 см и прямую, чтобы она пересекала квадрат в двух
точках.
2 вариант
1. Запиши числа по порядку, начиная с самого маленького числа:
5, 100, 1, 2, 25, 13, 99.
2. Сравни выражения
3+1 … 3 х 1
4:1…4х1
3. Реши примеры в столбик
46+12
34-21
23+13
60-30
36+11
45-20
4. Реши задачу
Высота дома 12 м, а дерево в 2 раза ниже. Сколько метров составляет высота дерева?
5. Начерти ломаную линию из трёх отрезков 4 см, 3 см, 5см.

Календарно – тематическое планирование «Математика»
№

Тема урока

п.п

Кол-во

Дата

часов
I четверть

Средства
обеспечения темы

41

Нумерация
1

День Знаний

1

01.09

2-3

Нумерация чисел 1 - 100 (повторение).

2

04.09
05.09

числовой ряд,
карточки

4-5

Единицы измерения и их соотношения
Числа, полученные при измерении величин.

2

06.09
07.09

карточки

6-8

Нумерация
Нумерация чисел 1 - 100 (повторение).

3

числовой ряд,
карточки

9

Единицы измерения и их соотношения
Мера длины - миллиметр.

1

08.09
11.09
12.09
13.09

10-13

Нумерация
Сложение и вычитание чисел в пределах 100
без перехода через разряд (все случаи).

4

числовой ряд,
карточки

14

Закрепление. Сложение и вычитание без
перехода через разряд (все случаи).

1

14.09
15.09
18.09
19.09
20.09

15

Диагностическая контрольная работа.

1

21.09

Карточки
числовой ряд

16

Работа над ошибками «Нумерация чисел 1 –
100»

1

22.09

числовой ряд

17-18

Единицы измерения и их соотношения
Меры времени.

2

25.09
26.09

схема-опора,
карточки

Геометрический материал
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
Окружность, дуга.

1

27.09

презентация

1

28.09

презентация

29.09
02.10
03.10
04.10
05.10
06.10
09.10
10.10
11.10
12.10
13.10
16.10
17.10
18.10

схема-опора

19
20
21-23

Арифметические действия
Умножение чисел.

24-26

Таблица умножения числа 2.

27-29

Деление чисел.

3

30-33

Деление на 2. Чётные и нечетные числа

4

34

Закрепление. Решение примеров и задач

1

3
3

Презентация
карточки

схема-опора,
карточки

таблица
таблица
предм. картинки,
числовой ряд
Раздаточный
материал

35
36

Контрольная работа за 1 четверть
Работа над ошибками. Порядок действий в
примерах

1
1

19.10
20.10

таблица
Раздаточный
материл

37-38

Сложение с переходом через разряд
(устные вычисления)
Сложение двузначного числа с однозначным
числом (устные вычисления)
Сложение двузначных чисел. (устные
вычисления)
Решение примеров и задач

2

23.10
24.10

презентация

2
1

25.10
26.10
27.10

Презентация
карточки
Раздаточный
материл

II четверть
Геометрический материал
Ломаная линия.
Арифметические действия
Вычитание с переходом через разряд
(устные вычисления)
Вычитание однозначного числа из
двузначного числа. (устные вычисления)
Вычитание двузначных чисел.

39
1

07.11

презентация

2

08.11
09.11

Схема- опора

2

Схема- опора

Закрепление. Сложение и вычитание с
переходом через разряд (устные вычисления)

2

10.11
13.11
14.11
15.11

1

16.11

Раздаточный
материал

1

17.11

Раздаточный
материал

1

20.11

Презентация
карточки

52-53

Контрольная работа «Сложение и
вычитание с переходом через разряд»
(устные вычисления)
Работа над ошибками «Сложение и
вычитание с переходом через
разряд »
Геометрический материал
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
Арифметические действия
Таблица умножения числа 3.

2

21.11
22.11

таблица

54-56

Деление на 3.

3

таблица

57-59

Таблица умножения числа 4.

3

60-62

Деление на 4.

3

Геометрический материал
Длина ломаной линии.
Таблица умножения числа 5.

1

23.11
24.11
27.11
28.11
29.11
30.11
01.12
04.12
05.12
06.12

39-40
41
42
43-44

45-46
47-48
49
50
51

63
64-66

3

07.12
08.12
11.12

Схема- опора

«магический»
квадрат
таблица
Геометрические
фигуры
таблица

67-69
70
71-73

схема-опора,
карточки

1

12.12
13.12
14.12
15.12

3

18.12

раздаточный
материал
таблица
схема-опора,
карточки
раздаточный
материал
таблица
Таблица
Схема- опора
таблица

Деление на 5

3

Единицы измерения и их соотношения
Двойное обозначение времени.
Арифметические действия
Закрепление. Решение примеров и задач

74

Контрольная работа за 1 полугодие

1

19.12
20.12
21.12

75

Работа над ошибками. Решение примеров и
задач

1

22.12

Арифметические действия
Таблица умножения числа 6.
Деление на 6.

2

25.12
26.12
27.12
28.12
29.12

III четверть
Геометрический материал
Прямоугольник.
Арифметические действия
Таблица умножения числа 7

52
1

Арифметические задачи
Увеличение числа в несколько раз. Решение
задач.
Деление на 7.

2

Арифметические задачи
Уменьшение числа в несколько раз. Решение
задач.
Закрепление. Умножение и деление на 6, 7

2

Контрольная работа «Умножение и деление
на 6, 7»
Работа над ошибками «Умножение и
деление на 6,7».
Геометрический материал

76-77
78-80

81
82-84
85-86
87-89
90-91
92
93
94
95

3

3

09.01
10.01
11.01
12.01
15.01
16.01

99101
102

Арифметические действия
Таблица умножения числа 8.
Деление на 8.
Единицы измерения и их соотношения
Меры времени.

геометрические
фигуры
числовой ряд,
карточки
числовой ряд,
карточки

17.01
18.01
19.01
22.01
23.01

схема-опора,
карточки

1

24.01

таблица

1

25.01

разд.материал

1

26.01

1

29.01

схема-опора,
карточки
Карточки
линейка

3

30.01
31.01
01.02
02.02
05.02
06.02
07.02

3

Квадрат.
96-98

презентация

3
1

схема-опора,
карточки

таблица
таблица
схема-опора,
карточки, часы

103105
106108

Арифметические действия
Таблица умножения числа 9.
Деление на 9.

3
3

08.02
09.02
12.02
13.02
14.02
15.02
16.02

схема-опора,
карточки
схема-опора,
карточки

109

Геометрический материал
Пересечение фигур.

1

110111

Умножение и деление чисел
Умножение 1 и на 1.

2

19.02
20.02

схема-опора,
карточки

112113
114

Деление на 1.

2

Закрепление. Умножение и деление чисел.

1

21.02
22.02
26.02

схема-опора,
карточки
схема-опора,
карточки

115

Контрольная работа "Умножение и деление
чисел"

1

27.02

схема-опора,
карточки

116

Работа над ошибками. Умножение и деление
чисел.

1

28.02

схема-опора

117119

Арифметические задачи
Составные задачи, решаемые двумя
арифметическими действиями
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления).
Сложение и вычитание без перехода через
разряд. (письменные вычисления).

3

29.02
01.03
04.03
05.03
06.03

схема-опора,
карточки

схема-опора

Арифметические задачи
Закрепление. Решение примеров и задач.
Контрольная работа за 3 четверть

1

07.03
11.03
12.03
13.03

1

14.03

1

15.03

128132

Работа над ошибками. Арифметические
действия.
Сложение и вычитание без перехода через
разряд. (письменные вычисления).

5

18.03
19.03
20.03
21.03
22.03

схема-опора,
карточки

133135

IVчетверть
Сложение с переходом через разряд.
(письменные вычисления).

34
3

схема-опора
презентация

136138

Вычитание с переходом через разряд.
(письменные вычисления)

3

139

Арифметические задачи
Закрепление. Решение примеров и задач
Контрольная работа «Сложение и
вычитание чисел» (письменные вычисления).

1

03.04
04.04
05.04
08.04
09.04
10.04
11.04

1

12.04

разд.материал

120121
122124
125
126
127

140

2
3

геометрические
фигуры

презентация
числовой ряд

схема-опора,
карточки
схема-опора,
карточки
схема-опора

схема состава числа
презентация

141

Работа над ошибками «Сложение и
вычитание чисел». (письменные
вычисления).
Арифметические действия

1

15.04

карточки

142143
144145

Умножение 0 и на 0.

2

презентация

Деление 0 на число.

2

16.04
17.04
18.04
19.04

«Лабиринт»,
геометрические
фигуры
т. «Шульте»

146147

Геометрический материал

2

148-

Взаимное положение фигур.
Арифметические действия

22.04
23.04

3

24.04

150

Умножение 10 и на 10.

151153

Деление на 10.

3

154157

Повторение. Все действия в пределах 100

4

158

Итоговая контрольная работа

1

25.04
26.04
27.04
02.05
03.05
06.05
07.05
08.05
13.05
14.05

159

Работа над ошибками. Все действия в
пределах 100

1

15.05

3

16.05
17.05
20.05

160162

Нахождение неизвестного слагаемого.

163166

Арифметические действия с числами в
пределах 100. Повторение.

презентация

таблица
т. «Шульте»

раздаточный
материал
Карточки, схема
-опора
карточки

схема-опора,
21.05
карточки
22.05
23.05
24.05
Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
4

Основная литература:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1) КГБОУ
« Рубцовская общеобразовательная школа- интернат№2»
2.
Алышева
Т.В.,
Яковлева
И.М.
Математика.
4
класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организации,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях.– М.: Просвещение, 2022.
Методические материалы:
1.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2005
2. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват.
программы / Т. В. Алышева. – М. : Просвещение, 2020. (электрон. Вариант)
3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя. - -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1996
4. Наглядный
материал:
опорные
схемы,
таблицы,
карточки
с
заданиями,
разработанные учителем по темам «Единицы измерения», «Состав
числа»,
«Компоненты сложения и вычитания», «Составные задачи», «Геометрический материал».
5.Материалы и инструменты для практических работ: счётный материал : счетные палочки,
счёты, фишки.
6. Геометрический материал.
Технические средства:
1. Компьютер, телевизор, МФУ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».