Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов: -Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). -Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) -Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766). Для реализации данной программы используется учебное пособие «Изобразительное искусство», под редакцией И.А. Грошенков, Москва, «Просвещение», 2019г. Программа рассчитана на 34 часа в год- 1 час в неделю. Учебное пособие «Изобразительное искусство», И.А. Грошенкова, Москва, «Просвещение»,2009г. Цель программы обучения: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Задачи : способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать; ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию; дать обучающимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» Личностными результатами являются: Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности: Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития; Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания; Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются: В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции; В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков. В области предметных результатов обучающемусяпредоставляется возможность научиться: В познавательной сфере: - познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; - осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства; -различать изученные виды и жанры искусств; - приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; - наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства - формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации - создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Требования к уровню подготовки обучающихся. Обучающиеся должны уметь: • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы. передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя). Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий. Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Календарно-тематическое планирование по ИЗО. 4класс № п-п Тема урока 1-2 3 4 5 6 2 1 1 1 1 14 15 16 17 Рисование с натуры овощей и фруктов. Карандаш. Цвет. Рисование с натуры листа дуба. Рисование с натуры веточки рябины. Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседы по картинкам на тему: «Мы растём на смену старшим». Рисунок узора из растительных форм в красках. Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Роспись предмета в одной из техник. Рисование по теме: «Сказочная избушка» (украшение узорами наличников и ставен). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (кружка,кастрюлька). Беседа по теме: «Золотая Хохлома». Рисование посуды. Рисование по теме: «Моя любимая игрушка». Рисование с натуры игрушки автобуса. Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование расписной тарелки.(новогодняя тема) 18 Декоративное рисование - панно «Снежинки». 1 19 Беседа по картинамС. Григорьева«Вратарь» и В. Сигорского«Первый снег». Рисование зимнего вида спорта. 1 20 Рисование с натуры предмета симметричной формы. 1 21 Рисование с натуры раскладной пирамидки. 1 22 Рисование с натуры бумажного стаканчика. 1 Рисование с натуры игрушки сложной формы (бульдозер, экскаватор). Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. Рисование с натуры домика для птиц. Рисование на тему: «Весна пришла». Декоративное рисование расписного коврика (узор из ягод и листьев). Рисование по теме: «Космические корабли в полёте». Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, настенные, напольные). Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов. 2 Рисование с натуры настольной лампы, раскрытого зонтика. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» вышивка, кружева, керамика. Рисование по теме: «Здравствуй, лето». Итоговый урок. Выставка работ. 1 1 7 8 9-10 11 12-13 23-24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 К-во часов 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата План. Факт.