Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов.
При планировании использован материал учебника русского языка 5 класса для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М.,
«Просвещение», 2023 г.
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений,
составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц,
иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы,
составления
предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета.
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления
учащихся
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все
разделы программы по основным разделам русского языка, является развитие речи
школьников, особенно её коммуникативной функции.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся,
получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями
овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и
речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения,
умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс.
Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5
– 9-ый классы. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал,
помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который
необходим
им
для
социальной
адаптации.
В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные
возможности учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков
единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются
в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических
навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет
обучения. В процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной
степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт
закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков
связной речи. Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих работ, что позволяет учащимся
овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки
делового письма, написание объявления, заметки в стенгазету.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические
игры).
Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного обучения.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и
фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных
письменных работ.
Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных
программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в
специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на 5 часов в неделю,
170 часов за учебный год.
IV. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета.
Личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
– оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения
семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты
1- й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова —
по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45
слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50
слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по
вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2- й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы
слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством
учителя.
V. Содержание учебного предмета.
Звуки
и
буквы.
Текст
(9 ч)
Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль,
ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная
азбука —
алфавит.
Знакомство
с
орфографическим
словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных
на
письме
буквами
ь,
е,
ё,
ю,
я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных
и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения
согласного
и
гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука
и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
несоответствие в безударной позиции.
Введение термина орфограмма. Проверка
написания
безударной
гласной.
Непроверяемые
безударные
гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение
основной мысли.
Предложение. Текст (6 ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и
интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные
члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с
помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на
предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в
тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов —
без называния терминов).
Слово. Текст (85 ч) Состав слова
Корень и однокоренные
слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые
безударные
гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми
согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление
словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм
в
ряду
однокоренных
слов.
Окончание.
Связь
слов
в
предложении
с
помощью
окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки.
Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел
со
стадиона).
Приставка
и
предлог.
Их
различение.
Разделительный
ъ
в
словах
с
приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о
ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная
мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежикспаситель»).
Части речи.
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя
существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для
выявления
этих
частей
речи.
Имя существительное.
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий:
люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по
значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных
оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка.
Правильное
написание
названий
праздников.
Изменение
имен
существительных
по
числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на
конце слов у
существительных
женского
рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в
единственном
числе
с
ударным
окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным,
постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.
Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление
текста
по
плану
и
опорным
словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли
(из
ряда
предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его
качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма,
вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения
в
образовании
прилагательных
от
существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен
прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных
определений
(синее
море),
переносного
значения
(грозные
тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и
коллективное
восстановление
текста
по
опорным
словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за
родовыми
окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с
существительным.
Распространение
предложений
именами
прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным
словосочетаниям.
Глагол.
Значение
в
речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных
временных
категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным
словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на
картинку или вопросы.
Предложение. Текст (16 ч)
Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены
предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование
структурных
схем
с
изменением
порядка
слов
в
предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к
зависимому.
Составление
предложений
с
данными
словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный
знаки
в
конце
предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных
предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное
интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в
восклицательном
предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых
задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от
перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и
предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с
деформированным текстом.
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)
Связная речь (9 ч)
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы,
средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной
темой.
Запись
текста
на
доске
и
в
тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение
опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка.
Коллективная
запись
каждой
части
с
опорой
на
выделенные
слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и
опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи
текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в
качестве
опорных
слов.
Запись
текста
на
доске
и
в
тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы,
структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись
текста
на
доске
и
в
тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы,
структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств
связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с
последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в
тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи
из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных
средств
языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из
текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма.
Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на
доске
и
в
тетрадях.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно,
герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней,
каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь,
космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды,
отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон,
телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Формируемые БУД:
Личностные учебные действия: осознанно выполнять обязанности ученика, члена
школьного коллектива, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы
учебной деятельности. Гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности; понимать личную ответственность за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
Коммуникативные учебные действия : вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый –
незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач. Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу,
слушаю, отвечаю, спрашиваю);формировать невербальные способы коммуникации –
посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение
работать в парах и малых группах. Использовать разные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль и совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность
Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие
(сравнение. Анализ, синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков
по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а)
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки
ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет
их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или
разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает
это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил,
искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует
помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки
по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и
иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные
работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это
не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).
Основные виды контрольных работ во II-IV классах – списывание и диктанты, в VIX классах - диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических
заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не
только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила , которые в данном классе
еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или
проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и
словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и
конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся специальных
(коррекционных) классов.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило.
Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием
объем текста следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ :
V – 45-50 слов;
VI – VII – 65-70 слов;
VIII–IХ 75-80 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием
объем текста следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального
продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке
«2».
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное
правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила
правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в
другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками
являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи –
искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При
выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не
справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного
характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по
содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов.
Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под
руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление
планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста
(темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного
смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3 -4 орфографические
ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского
текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов,
влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления
от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении
предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или
сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
план
Тема урока
факт
1
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твердые и
мягкие согласные.
2
Обозначение мягкости согласных буквами Ь,Е,Ё,И,Ю,Я.
3
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
4
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
5
Текст. Различение текста и не текста.
6
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слов.
7
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слов.
8
Гласные ударные и безударные.
9
Проверка написания
изменения слова.
10
Определение темы текста. Заголовок.
11
Изложение « Случай на уроке».
12
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
13
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
14
Работа над ошибками.
15
Выражение в предложении законченной мыслью.
16
Распространение предложений.
17
Распространение предложений.
18
Порядок слов
предложении.
в
предложении.
Связь
слов
в
19
Порядок слов
предложении.
в
предложении.
Связь
слов
в
20
Главные члены предложения. Сказуемое.
21
Главные члены предложения. Подлежащее.
безударных
гласных
путем
22
Главные и второстепенные члены предложения.
23
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста
на предложения.
24
Различение предложений по интонации. Вопросительное
предложение. Восклицательное предложение.
25
Предложение. Составление предложений.
26
Предложение. Составление предложений.
27
Контрольный диктант по теме «Предложение».
28
Работа над ошибками.
29
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
30
Практические упражнения в нахождении и обозначении
корня в словах.
31
Практические упражнения в нахождении и обозначении
корня в словах.
32
Включение однокоренных слов в предложение.
33
Окончание.
34
Окончание. Практические упражнения в нахождении и
определении окончания.
35
Сочинение по картинкам.
36
Приставка как часть слова.
37
Образование слов при помощи приставок.
38
Образование слов при помощи приставок.
39
Приставка и предлог.
40
Сочинение по серии картинок.
41
Суффикс как часть слова.
42
Образование слов при помощи суффиксов.
43
Образование слов при помощи суффиксов.
44
Урок закрепления знаний по теме.
45
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
46
Работа над ошибками.
47
Изменение формы слова для проверки безударной
гласной в корне.
48
Изменение формы слова для проверки безударной
гласной в корне.
49
Единообразное
написание
однокоренных слов.
гласных
в
корне
50
Единообразное
написание
однокоренных слов.
гласных
в
корне
51
Слово-корень с ударной гласной.
52
Проверяемые и проверочные
однокоренных слов.
слова
в
группе
53
Проверяемые и проверочные
однокоренных слов.
слова
в
группе
54
Проверка безударных гласных в корне слова.
55
Проверка безударных гласных в корне слова.
56
Звонкие и глухие согласные.
57
Звонкие и глухие согласные.
58
Единообразное написание парных звонких и глухих
согласных в корне слов.
59
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне
слова.
60
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне
слова.
61
Проверяемые гласные и согласные в корне слова.
62
Непроверяемые написания в корне.
63
Непроверяемые написания в корне.
64
Единообразное написание корня в группе однокоренных
слов.
65
Урок закрепления по теме.
66
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных
и согласных в корне».
67
Работа над ошибками.
68
Части речи. Текст.
69
Название предметов, действий, признаков.
70
Понятие о частях речи.
71
Существительное.
72
Глагол.
73
Прилагательное.
74
Различение частей речи по вопросам и значению.
75
Сочинение по вопросам «Отзыв о прочитанной книге».
76
Употребление различных частей речи в предложении и
тексте.
77
Урок закрепление знаний по теме.
78
Контрольный диктант по теме « Части речи».
79
Работа над ошибками.
80
Имя существительное. Значение имен существительных
в речи.
81
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
82
Собственные и нарицательные существительные.
83
.Правописание имен собственных.
84
Правописание имен собственных. Закрепление.
85
Текст. Тема и основная мысль текста.
86
Изложение « Вьюга в лесу».
87
Анализ изложения, работа над ошибками.
88
90
Понятие о единственном и множественном числе
существительных.
Употребление существительных в единственном и
множественном числе.
Изменение существительных по числам.
91
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
92
Существительные мужского рода.
93
Существительные мужского рода.
94
Существительные женского рода.
89
95
Существительные женского рода.
96
Существительные среднего рода.
97
Существительные среднего рода.
98
Различение существительных по родам.
99
Различение существительных по родам.
100
Существительное. Закрепление знаний.
101
Урок закрепления и повторения знаний.
102
Контрольный диктант по теме : « Имя существительное».
103
Работа над ошибками.
104
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
105
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
106
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
107
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
108
Окончания прилагательных мужского рода.
109
Окончания прилагательных мужского рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных женского рода.
110
111
112
Окончания прилагательных женского рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных среднего рода.
115
Окончания прилагательных среднего рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего
рода. Закрепление материала.
Изменение прилагательных по родам.
116
Прилагательное. Закрепление знаний.
117
Изложение « Ненадежный хвост».
118
119
Урок повторения и закрепления знаний по теме:
«Прилагательное».
Контрольный диктант по теме: « Прилагательное».
120
Работа над ошибками.
121
Глагол. Значение глаголов в речи.
122
Различение действий, обозначаемых глаголами.
123
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
113
114
124
Прошедшее время глаголов.
125
Будущее время глаголов.
126
Различение глаголов по временам.
127
128
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения
основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
129
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
130
Работа над ошибками.
131
Предложение. Текст.
132
Главные члены предложения.
133
Главные члены предложения.
134
Второстепенные члены предложения.
135
Второстепенны члены предложения.
136
139
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным.
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным.
Различение нераспространенных и распространенных
предложений.
Распространение предложений.
140
Распространение предложений.
141
Знакомство с однородными членами предложения.
142
Дополнение предложения однородными членами.
143
Дополнение предложения однородными членами.
144
Дополнение предложения однородными членами.
145
Предложение. Закрепление знаний.
146
Контрольный диктант по теме: «Предложение».
147
Работа над ошибками.
148
Повторение. Состав слова. Корень и однокоренные слова.
149
Составление рассказа по опорным словам.
150
Разбор слов по составу. Рассказ по сюжетным картинкам.
151
Приставка, корень, суффикс, окончание.
137
138
152
Составление рассказа по началу.
153
154
Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с
текстом.
Части речи. Работа с диалогом.
155
Составление текста письма другу (родственнику).
156
157
Грамматические признаки имен существительных. Работа с
диалогом.
Морфологический разбор имени существительного.
158
Составление рассказа по картинке.
159
160
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
161
Грамматический разбор предложений. Работа с текстом.
162
Однородные члены предложения. Работа с диалогом.
163
165
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Составление предложений с однородными членами.
Поздравительная открытка.
Работа с текстом.
166
Работа с диалогом.
167
168
Изложение по мотивам повести Н. Гарина-Михайловского «
Тема и Жучка».
Грамматический разбор предложений.
169
Итоговый контрольный диктант.
170
Работа над ошибками.
164
Итого: 170 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 5-й класс: учебник для общеобразовательных организации, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы/ Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, 8-е изд., стереотипное. – Москва: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Русский язык: 5-й класс: учебник для общеобразовательных организации, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы/ Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, 8-е изд., стереотипное. – Москва: Просвещение, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/