РП ручной труд (АООП). 4 класс. 2025-2026 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей..
Цель:
Основная цель изучения данного предмета заключается во
всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его
изучение способствует развитию созидательных возможностей
личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметно- преобразующей
деятельности.
Задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как
продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека.
- формирование
-

расширение

представлений
культурного

о

гармоничном

кругозора,

обогащение

единстве
знаний

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

природного и р
о

культурно-

использования.
- формирование практических умений и навыков использования
различных

материалов в предметно-преобразующей деятельности.
- формирование интереса к разнообразным видам труда.
-

развитие

познавательных

психических

процессов

(восприятия,

памяти,

воображения, мышления, речи).
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
-

формирование

целенаправленности,

коммуникативной
инициативности;

культуры,

развитие

духовно-нравственное

активности,
воспитание

и

развитие социально ценных качеств личности.
- Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного

воспитания

и

совершенствования

у

них

правильного

восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
- коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
Специфической особенностью программы является применение наглядного

материала.

Эффективность

применения

наглядных

средств

в

основном

объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала
быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе
речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы,
изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность
воспринятого обучающимися. Необходимым наглядным средством служит
образец (практический показ приема

работы).

Его

цель состоит

в

восприятии
и первоначальном запоминании обучающимися трех составляющих приема
работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности, которые испытывают обучающиеся при усвоении теоретических
знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств
является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание,
улучшает восприятие учебного процесса.
Место учебного предмета в учебном плане
В 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные
дни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как
возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго
индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
- Личностных;
- Предметных.
Личностные результатыосвоения программы включают:

- индивидуально-личностные качества
- социальные (жизненные ) компетенции обучающейся
- социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных
предметов,

курсов

деятельности,
воспитания

коррекционно-развивающей

так и программ
обучающихся

с

формирования

умственной

области,

курсов

внеурочной

базовых учебных действий,

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни, коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы:
Требования ФГОС образования
обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями)
к личностным результатам
Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и
социальной частей;
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
Развитие адекватных
представлений о собственных
возможностях
Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире
Овладение социально бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни

Индикаторы достижения требований
личностных результатов
(содержание показателя)
Бережно относиться к окружающему миру
(через трудовое и экологическое
воспитание: дежурство, поручения).
Уметь выслушать иное мнение.
Ориентироваться в классе, школе (знать,
где классный кабинет, спортзал, столовая,
расписание уроков и т.д.).
Уметь обратиться с просьбой (например, о
помощи) или сформулировать просьбу о
своих потребностях.
Знать и соблюдать нормы и правила
поведения в общественных местах.
Выполнять поручения в школе ( выполнить
уборку, провести дежурство и т.д.»).
Выполнять насущно необходимые действия
(бытовые навыки: самостоятельно поесть,
одеться, и т.д.).

Владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Способность к осмыслению
социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности
Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Развитие этических чувств,
доброжелательности

Участвовать в повседневной жизни класса и
школы.
Уметь адекватно общаться со сверстниками
и взрослыми
Уметь корректно привлечь к себе внимание.
Уметь выразить свои чувства: отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие,
просьбу
Участвовать в процессе обучения в
соответствии со своими возможностями.
Формирование мотивации к обучению
Знать и выполнять правила учебного
поведения.
Уметь работать в группе сверстников:
принимать и оказывать помощь, адекватно
высказывать свое мнение и выслушивать
чужое. Адекватно оценивать свою работу и
работу других
Уметь сотрудничать со взрослыми:
принимать помощь, адекватно общаться и
реагировать на замечания.
Проявлять в отношениях со взрослыми и
сверстниками доброжелательность,
отзывчивость, сопереживание.

Программа ориентирована на достижение обучающимися базовых
учебных действий.
Личностные учебные действия обучающиеся должны демонстрировать:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Предметные результаты:

К концу обучения
Минимальный уровень
 знание
правил
организации
рабочего места и умение его
организовать в зависимости от
характера выполняемой работы, (с
помощью учителя);
 знание
названий
материалов,
используемых на уроках ручного
труда; знание и соблюдение правил
при работе с ними;
 знание
названий инструментов,
необходимых на уроках ручного
труда, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими
инструментами;
 знание
приемов
работы,
используемые на уроках ручного
труда;
 анализ
объекта,
подлежащего
изготовлению,
выделение
и
называние его признаков и свойств;
определение способов соединения
деталей (с помощью наводящих
вопросов учителя);
 пользование
доступными
технологическими
(инструкционными) картами;
 составление стандартного плана
работы по пунктам ( коллективно с
направляющей помощью учителя);
 владение
некоторыми
технологическими
приемами
ручной обработки материалов;
 использование в работе доступных
материалов;
 выполнение несложного орнамента
самостоятельно.

Достаточный уровень
 знание правил рациональной организации
труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
 знание видов художественных ремесел;
 нахождение необходимой информации в
материалах учебника;
 знание
и
использование
правил
безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение
санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
 осознанный подбор материалов по их
физическим,
декоративнохудожественным
и
конструктивным
свойствам;
 отбор
оптимальных
и
доступных
технологических
приемов
ручной
обработки в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
 использование в работе с разнообразной
наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы,
распознавание простейших технических
рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
 осуществление текущего самоконтроля
выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
 оценка
своих
изделий
(красиво,
некрасиво,
аккуратно,
похоже
на
образец);
 установление
причинно-следственных
связей между выполняемыми действиями
и их результатами;
 выполнение общественных поручений по
уборке класса/мастерской после уроков

трудового обучения.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Изучаемые разделы

Количество часов

Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью и нитками
Работа с металлом
Работа с проволокой
Работа с древесиной
Ремонт одежды
Картонажно- переплётные работы
Ручные швейные работы
Итого

15
5
3
2
2
2
4
1
34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока








































1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

2

Работа с бумагой и картоном «Что ты знаешь о
бумаге?» Материалы, инструменты. Виды бумаги.
Свойство бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги.
Работа с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой:
аппликация техника отрывания. «Дерево»
Работа с бумагой. Виды работы с бумагой: аппликация
техника отрывания. «Дерево»
Работа с бумагой и картоном. Складывание простых
форм из квадрата. Фигура «Рыбка».
Работа с бумагой и картоном Нахождения на линейке
длины, заданной в миллиметрах. Игра
«Геометрический конструктор).
Работа с тканью и нитками Скручивание
ткани. Игрушка «Кукла - скрутка.» Технология
изготовления тряпичной куклы- скрутки.
Работа с тканью и нитками. Изделия из
ткани. «Салфетка с аппликация.»
Работа с тканью и нитками. Изделия из
ткани. «Салфетка с аппликация.»
Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых

Количество
часов


10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

деталей по шаблону. подвижное соединение деталей.
Игрушка с подвижным соединением деталей
«Цыпленок в скорлупе». Конструкция игрушки.
Технология изготовления игрушки.
Работа с бумагой и картоном Экономное использование
бумаги при нескольких окружностей. Игрушка из
бумажных кругов. Технологи изготовления «Попугая.»
Работа с бумагой и картоном Развертка изделия.
Изготовление «Конверт для писем» с клеевым
соединением деталей. Технология приготовления
конверта из развертки.
Работа с бумагой и картоном Разметка геометрического
орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик
с геометрическим орнаментом.»
Работа с бумагой и картоном. Разметка
прямоугольников с помощью угольника. «Закладка для
книг из зигзагообразных полос».
Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных
линий с помощью угольника. «Закладка для книг с
«сводным плетением»».
Работа с металлом. Что такое метал? Применение
металла. Виды металла. Свойство металла. Цвет
металла.
Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание
алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук»,
«Стрекоза».
Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание
алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук»,
«Стрекоза».
Работа с бумагой и картоном. Деление круга на ровные
части с помощью угольника и линейки. Изделие
«Объёмная елочная украшение».
Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги.
Изделие снежинка. Технология изготовления
снежинки. Практическая работа по изготовлению
снежинки.
Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с
опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» .
Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение
чертежа. Летающая модель «Самолет».
Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок.
Изделие «Цветок из ниток».
Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок.
Изделие «Помпон из ниток».

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных
материалов. Изделие из проволоки, бумаги и ниток «
Муха».
Работа с проволокой. Сборка изделия из разных
материалов Изделие из проволоки и ниток «Паук».
Работа с древесиной. Обработка древесины ручным
инструментом. Клеевое соединение деталей из
древесины.
Работа с древесиной. Прием соединения кусков
карандашной стружки. «Цветок».
Ремонт одежды. Пришивании пуговиц с двумя
отверстиями, четырьмя отверстиями. с ушком.
Ремонт одежды Отделка изделий пуговицами.
Картонажно- переплётные работы. Картонажное
изделие. Изделие и переплет. Материал. Инструменты
и приспособления.
Картонажно- переплётные работы. Изготовления
записной книжки -раскладушки с переплетной
крышкой. Технология изготовления записной книжки –
раскладушки. Практическая работа по изготовлению
записной книжки – раскладушки.
Картонажно- переплётные работы. Изготовления
записной книжки -раскладушки с переплетной
крышкой. Технология изготовления записной книжки –
раскладушки. Практическая работа по изготовлению
записной книжки – раскладушки.
Картонажно- переплётные работы. Изготовления
записной книжки -раскладушки с переплетной
крышкой. Технология изготовления записной книжки –
раскладушки. Практическая работа по изготовлению
записной книжки – раскладушки.
Ручные швейные работы. Изделия « Подушка для игл».

Материально-техническое обеспечение
1. Технология. Ручной труд. 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Л.А.Кузнецова, Я.С.
Симукова.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2022.-143с.
2. Раздаточные коллекции: «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати,
рисования, впитывающая, цветная); «Виды картона» (толстый, тонкий, гладкий,

рифлёный (ребристый); серый, жёлтый, белый); «Виды и сорта ниток» (толстые,
тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные); «Виды и сорта ткани» (хлопковые, шерстяные; гладкоокрашенные, с рисунком; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с
длинным ворсом).
3. Образцы поздравительных открыток разного формата, формы и содержания.
4. Образцы настольных салфеток: бумажные, вязаные, с вышивкой и т. п.
5. Электронные образовательные ресурсы.
6. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».