РП по речевой практике (АООП) 4 класс 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для
осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе определяет следующие задачи:
− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение
таких
качественных
характеристик
устной
речи,
как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация,
выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в
обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.

В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения:
конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание
иллюстрации, анализ плана, составление предложений, слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов:
№
Количество
Контрольные
Название раздела
п/п
часов
работы
1.

Аудирование

10

-

2.

Дикция и выразительность речи

22

2

3.

Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания

28

4

4.

Культура общения

8

1

64

7

Итого:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 способность положительно относиться к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 представление о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх
в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно- символический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по
темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися
даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол-во
часов

№

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Программное содержание
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Выражают свои просьбы,
используют
вежливые
слова, используют правила
этикета при встрече и
расставании с детьми и
взрослыми
Составляют рассказы на
основе иллюстраций с
помощью
наводящих
вопросов учителя

Правильно выражают свои
просьбы,
умеют
здороваться,
прощаться,
просить
прощения
и
извиняться,
используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на
основе иллюстраций

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью
наводящих
вопросов
Составляют рассказы с
использованием карточекопор
с
помощью
наводящих
вопросов
учителя
Используют
диалогические
формы

Пользуются
словами
этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на
тему летнего отдыха
с
использованием карточекопор

Делимся новостями – 4 часа
1

Мы снова в школе
Делимся новостями

1

2

Мы снова в школе

1

3

Как я провёл лето

1

Поздравление с началом учебного года
Знание и употребление слов приветствия и
прощания в школе и дома
Введение в тему (рассматривание картинки,
свободные высказывания детей по её
содержанию)
Беседа с привлечением личного опыта
Составление рассказа об интересных
событиях, произошедших летом, показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему «Как я
провёл лето»
Составление описания школы по плану
Конструирование диалогов-приветствий из
заданных реплик
Знакомство с текстом стихотворения И.
Гамазковой «Прошлым летом»
Составление рассказов на тему летнего
отдыха с использованием карточек-опор с
названиями фиксированных частей текста
(начало, основная часть, конец)

Конструирование диалогов по рисункам на
тему «Этим летом…»

Пользуются
этикета,

словами
основными

Игра «Где я был-не расскажу, а что делалпокажу» с использованием рисунков
Составление обучающимися рассказов о
самых интересных событиях прошедшего
лета с опорой на карточки, называющие
фиксированные части текста, и на
выполненные рисунки
4

Урок-игра «Угадай мой
рисунок»

1

речи
в
различных
ситуациях общения
Играют в игры, соблюдая
правила
Составляют рассказы с
опорой на карточки с
помощью
наводящих
вопросов учителя
Рисование по теме летнего отдыха, Участвуют в обсуждении
угадывание темы рисунка, обсуждение
Составляют рассказ по
Составление рассказов по своим рисункам рисунку
с
помощью
так, чтобы остальные ученики смогли наводящих
вопросов
догадаться, какой рисунок выполнен учителя
рассказчиком

правилами
культуры
речевого общения
Играют в игру, соблюдая
правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с
опорой на карточки
Участвуют в обсуждении
Составляют
рассказ по
рисунку

Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа
5

Я выбираю книгу

1

6
7

Мы в библиотеке
Моя любимая книга

1
1

8

Моя любимая книга

1

Чтение
стихотворения
учителем,
обсуждение прочитанного, коллективный
ответ на поставленный в стихотворении
вопрос
Знание назначения библиотеки, правил
поведения в библиотеке
Умение выбирать книгу в библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку
Использование в речи и поведении ранее
усвоенных правил поведения
Участие в диалоге с библиотекарем
Отгадывание загадок, беседа по картинке
Составление предложений с опорой на
картину и собственные высказывания
Составление рассказов «Моя любимая
книга» с опорой на план
Игра «Рассказ по кругу»
Обмен первыми впечатлениями о книгах,
принесённых обучающимися и учителем

Участвуют в беседе
Знакомятся с правилами
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу в
библиотеке с помощью
учителя
Участвуют в беседе с
библиотекарем
Составляют предложения
с опорой на картинку с
помощью
наводящих
вопросов учителя
Составляют
рассказы
«Моя любимая книга» с
опорой на план с помощью
наводящих
вопросов
учителя
Играют в игры, соблюдая
правила

Умеют отвечать на вопросы
по
содержанию
услышанного
Соблюдают
правила
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу в
библиотеке
Умеют отвечать на вопросы
по
содержанию
услышанного
Отгадывают загадки
Составляют предложения с
опорой на картинку и
собственные высказывания
Составляют рассказ «Моя
любимая книга» с опорой на
план
Играют в игры, соблюдая
правила

9

«Подскажите,
пожалуйста…»

1

10

«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»

1

13

Я - пассажир

1

14

Я - пассажир

1

15

Я - пассажир

1

11
12

1
1

«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок,
обсуждение
проблемного учителя по их содержанию
вопроса)
с
опорой
на
Знакомство с темой (беседа на основе иллюстративный материал
личного опыта о том, когдаможет быть Обсуждают ситуацию с
использована
фраза
«Подскажите помощью учителя
пожалуйста...»)
Используют
Конструирование возможных диалогов диалогические
формы
обращения за помощью: к знакомому и речи
в
различных
незнакомому человеку
ситуациях общения
Ролевые игры по теме ситуации
Играют в игры, соблюдая
правила
Я за порогом дома – 3 часа
Знакомство с темой (беседа на основе Используют
правила
личного опыта)
поведения в общественном
Актуализация имеющихся знаний о транспорте
правилах поведения в общественном Используют
вежливые
транспорте
слова
Конструирование возможных диалогов в Конструируют возможные
общественном транспорте
диалоги в общественном
Ролевая игра «В автобусе»
транспорте с помощью
учителя
Играют в игры, соблюдая
правила

Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются
словами
этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Играют в игры, соблюдая
правила

Умеют
пользоваться
правилами поведения в
общественном транспорте
Используют
вежливые
слова
Конструируют возможные
диалоги в общественном
транспорте
Играют в игры, соблюдая
правила

В гости к сказке -7 часов
16

Русская народная сказка
«Петушок – Золотой
гребешок»

1

Прослушивание
аудиозаписи
сказки Слушают сказку, умеют Понимают
содержание
«Петушок — Золотой гребешок» с опорой отвечать на вопросы с сказки, прослушанной в
на иллюстрации к уроку

17

Русская народная сказка
«Петушок – Золотой
гребешок»

1

18

Театрализованное
представление сказки

1

19

1

20

Театрализованное
представление сказки
Моя любимая сказка

21

Моя любимая сказка

1

22

Моя любимая сказка

1

1

23

У телевизора
Планируем
телевизионный досуг

1

24

У телевизора. Планируем
телевизионный досуг

1

25

Мои любимые передачи

1

Тренировочные упражнения в передаче
характера и переживаний героев
Умение изменять силу голоса, тон и тема
речи в зависимости от эпизода сказки
Проигрывание
эпизодов
сказки
с
использованием
элементов
костюмов,
кукол или фигур героев
Участие в театрализованном представлении
сказки с использованием элементов
костюмов, кукол или фигур героев

опорой
на
иллюстративный материал
Участвуют
в
проигрывании
эпизодов
сказки с помощью учителя

Участие в викторине «Сказка ложь, да в ней
намёк»
Представление любимой сказки в виде
рассказа, пересказа, иллюстраций

Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на
иллюстративный материал
Пересказывают сказку с
опорой
на
иллюстративный материал

аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Участвуют в проигрывании
эпизодов сказки

Участвуют
в Принимают
участие
проигрывании
эпизодов театрализованном
сказки с помощью учителя представлении

У телевизора – 4 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Отвечают на вопросы
картинок,
обсуждение
проблемного учителя по содержанию
вопроса)
просмотренных
и
Знакомство с темой (беседа на основе видеофильмов
личного опыта)
Актуализация, уточнение и расширение
имеющихся знаний по теме: предпочтения
обучающихся в
телеэфире,
умение
ориентироваться в программе телепередач,
умение
пользоваться
пультом
от
телевизора
Актуализация, уточнение и расширение Отвечают на вопросы
имеющихся знаний по теме: предпочтения учителя по содержанию
обучающихся
в
телеэфире,
умение

в

Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают
на
вопросы
учителя
Пересказывают сказку

Понимают
детских
отвечать
учителя

содержание
видеофильмов,
на
вопросы

Понимают
детских

содержание
видеофильмов,

26

Мои любимые передачи

1

ориентироваться в программе телепередач,
умение
пользоваться
пультом
от
телевизора.
Коллективное обсуждение «Моя любимая
программа» с элементами рассказов
обучающихся, выполненных с опорой на
план
В гости к сказке – 3 часа

просмотренных
и
видеофильмов
Участвуют
в
коллективном обсуждении
«Моя любимая книга» с
помощью
учителя,
с
опорой на план

отвечать
на
вопросы
учителя
Коллективно
обсуждают
«Моя любимая книга» с
опорой на план

27

Игра
сестричка»

«Лисичка-

1

28

Игра
сестричка»
Игра
сестричка»

«Лисичка-

1

«Лисичка-

1

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство
со
сказкой
(слушание
аудиозаписи
сказки
с опорой
на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (пересказ с
опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)
Инсценирование сказки

Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой
на
иллюстративный материал
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Участвуют
в
проигрывании
эпизодов
сказки
Играют в игры, соблюдая
правила

Понимают
содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая
правила

Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
просмотренных
и
видеофильмов
Обсуждают
замысел
истории
с
помощью
наводящих вопросов
Составляют
простые
предложения с опорой на
вопросный план и с
помощью учителя

Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Обсуждают
замысел
истории
Составляют
распространенные
предложения с опорой на
вопросный план
Рассказывают получившие
истории

29

Новогодние истории – 4 часа
30

Новогодние истории

1

31

Новогодние истории

1

32

Новогодние истории

1

33

Новогодние истории

1

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрации)
Актуализация знаний о новогодних сказках,
мультфильмах
Обсуждение замысла истории
Составление предложений к каждой части
придумываемой истории с опорой на
вопросный план
Иллюстрирование
истории
согласно
замыслу
Рассказывание
вариантов
истории,
получившихся у школьников

в Принимают
Представление истории на новогоднем Участвуют
участие
проигрывании
эпизодов театрализованном
празднике (инсценирование)
сказки с помощью учителя представлении

34

Знаки-помощники

1

35

Знаки-помощники

1

36

Я – пассажир

1

37

Я – пассажир

1

Знаки-помощники - 4 часа
Введение
в тему
(рассматривание
картинок по теме «Знаки-помощники»)
Актуализация знаний обучающихся по
теме на основе рассматривания условных
знаков, встречающихся в повседневной
жизни
Моделирование
и
проигрывание
возможных
диалогов
на
улице,
предполагающих обсуждение значения
дорожных знаков
Актуализация
информации
о
предупреждающих и информационных
знаках
Участие в викторине «О чём мне говорят
знаки?»
Повторение
правил
поведения
в
общественном транспорте
Ролевая игра «Я – пассажир»

в

Повторяют правила ПДД
Моделируют
и
проигрывают возможные
диалоги
на
улице,
предполагающие
обсуждение
значения
дорожных
знаков
с
помощью учителя

Называют дорожные знаки и
виды переходов, рисуют
знаки
Моделируют
и
проигрывают
возможные
диалоги
на
улице,
предполагающие
обсуждение
значения
дорожных знаков

Составляют
правила
дорожного движения
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми возможностями
Выражают свои просьбы,
используя
вежливые
слова, адекватно пользуясь
правилами этикета

Пользуются
правилами
дорожного движения
Участвуют в ролевых играх
Выражают свои просьбы,
используя вежливые слова,
адекватно
пользуясь
правилами этикета

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
учителя по их содержанию
с
опорой
на

Активно
участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Умеют
воспроизводить
составленные рассказы с
опорой на иллюстративный
материал

В гостях у леса – 4 часа
38

В гостях у леса

1

39

В гостях у леса

1

40

В гостях у леса

1

Введение в ситуацию (рассматривание
картинок,
обсуждение
проблемного
вопроса)
Знакомство
с
темой
(беседа
с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций)

41

В гостях у леса

1

42

Задушевный разговор

1

43

Задушевный разговор

1

44

Учимся общаться

1

Актуализация, уточнение и расширение иллюстративный материал
имеющихся знаний о правилах поведения Участвуют
в
в лесу
представлении работ в
Творческая работа «Что может нанести соответствии с речевыми
вред лесу?»
возможностями
Представление работ обучающимися Составляют
«Правила
(составление рассказов)
вежливого поведения в
Составление
«Правил
вежливого лесу» с помощью учителя
поведения в лесу»
Задушевный разговор 4 часа
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают
правильные
иллюстрацией, обсуждение проблемного средства
интонации,
вопроса)
ориентируясь на образец
Обсуждение
проблемной
ситуации учителя и анализ речевой
(девочка расстроена, ей необходимо ситуации
утешение)
Используют
Актуализация и уточнение словаря диалогические
формы
эмоций у школьников
речи
в
различных
Введение
в
контекст
разговора ситуациях общения
словосочетания «задушевный разговор» Играют в игру «Свои
(добрый, между друзьями или близкими чувства не скажу, а без
людьми, негромкий)
слов
вам
покажу»,
Моделирование
диалогов
утешения, соблюдая правила
сочувствия, предостережения на основе Моделируют
диалоги
иллюстраций
утешения,
сочувствия,
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов предостережения
на
вам покажу»
основе иллюстраций и с
помощью учителя
Слушают рассказы В.
Осеевой
«Волшебное

Представляют работы
Составляют
«Правила
вежливого поведения в
лесу»

Выбираю
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Играют в игру «Свои
чувства не скажу, а без слов
вам покажу»
Моделируют
диалоги
утешения,
сочувствия,
предостережения на основе
иллюстраций

Понимают
содержание
рассказов, прослушанной в

45

Учимся общаться

1

46

Я получил приглашение

1

47

Я получил приглашение

1

48

Я получил приглашение

1

49

Инсценировка
стихотворения
А.
Усачёва
«Приглашение улитке»

1

Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи
Совместное рассматривание картинки,
обсуждение первых впечатлений
Тренировочные
упражнения
в
изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным опытом
детей

Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса)
Актуализация имеющихся знаний по теме
(беседа на основе личного опыта)
Конструирование устных приглашений с
опорой на план
Дифференциация в зависимости от
адресата
Моделирование диалогов, содержащих
приглашение и вежливый отказ
Составление
текстов
письменных
приглашений
Актуализация имеющихся знаний по теме
(беседа на основе личного опыта)
Слушание аудиозаписи стихотворения,
распределение ролей, инсценирование

слово», «Что легче?», «На
катке»
Рассматривают картинки,
принимают участие в
обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций

аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Рассматривают
картинки,
принимают
участие
в
обсуждении
Отвечают
на
вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Соотносят
составленные
рассказы с о своим личным
опытом с помощью учителя

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Составляют
устные
приглашения с опорой на
план в соответствии с
речевыми возможностями
Составляют
текстовые
письменные приглашения
с помощью учителя
Моделируют диалоги с
помощью
наводящих
вопросов
Слушают стихотворение
А. Усачёва «Приглашение
улитке»
Участвуют
в
инсценировании

Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Конструируют
устные
приглашения с опорой на
план
Составляют
текстовые
письменные приглашения
Моделируют диалоги

Понимают
содержание
стихотворения,
прослушанной в аудиозаписи,
отвечают на вопросы учителя

стихотворения А. Усачёва «Приглашение
улитке»

50

Поздравления

1

51

Поздравления

1

52

Поздравления

1

53

Поздравления

1

54

Мы на Дне рождения

1

55

Мы на Дне рождения

1

56

Жду письма!

1

Поздравляю! – 6 часов
Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса)
Конструирование
поздравлений
Дифференциация в зависимости от
адресата
Знакомство с правилами оформления
письменного поздравления на открытке
Тренировочные
упражнения
в
подписывании
поздравительных
открыток
Подготовка поздравительной открытки и
подписи к ней

стихотворения А. Усачёва Инсценируют стихотворение
«Приглашение улитке»
А. Усачёва «Приглашение
улитке»

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Составляют поздравление
в соответствии с речевыми
возможностями
с
помощью учителя
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку
с помощью
учителя
Составление предложений с опорой на
Разучивают
и
рассказывают
схемы
стихотворения
в
Повторение правил поведения в гостях
Тренировочные
упражнения
в соответствии с речевыми
возможностями
произнесении поздравлений
Обсуждение и проигрывание возможных Составляют предложения
конкурсов и развлечений, которые могут с опорой на схемы и с
помощью учителя
быть предложены в гостях
Произносят
простые
поздравления
Принимают участие в
играх, соблюдая правила
Жду письма! – 4 часа
Знакомство
с
темой
(беседа
с Используют
привлечением личного опыта)
диалогические
формы

Активно
участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Составляют поздравление в
соответствии с речевыми
возможностями
Подписывают
поздравительные открытки по
образцу
Оформляют поздравительную
открытку

Разучивают и рассказывают
стихотворения
Составляют предложения с
опорой на схемы
Составляют и воспроизводят
простые поздравления
Принимают участие в играх,
соблюдая правила

57

Жду письма!

1

58

Жду письма!

1

59

Жду письма!

1

60
61
62
63

Актуализация опыта обучающихся по
теме, знакомство со структурой письма
Составление
коллективного
письма
литературному герою по теме с опорой на
план из ключевых слов
Самостоятельная
работа
с
дифференцированной помощью учителя
«Письмо …» (в зависимости от интересов
обучающихся могут быть предложены
задания
написать
письмо
другу,
родственнику и др.)

речи
в
различных
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
Используют
структуру
письма и участвуют в
составлении
коллективного письма
Составляют
письма с
помощью учителя
Участвуют
в
самостоятельной работе с
дифференцированной
помощью учителя

Активно
участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются
структурой
письма, опираются на план из
ключевых
слов
при
составлении коллективного
письма
Составляют
письма.
Самостоятельно работают с
дифференцированной
помощью учителя

«Извините меня…» - 4 часа
«Извините меня…»
1
Введение в ситуацию (рассматривание Рассматривают картинки
Рассматривают картинки.
картинок,
обсуждение
проблемного Используют
Активно
участвуют
в
вопроса)
диалогические
формы диалогах по темам речевых
«Извините меня…»
1
Знакомство с темой (беседа на основе
речи
в
различных ситуаций
личного опыта о том, когда может быть ситуациях общения
Конструируют
возможные
«Извините меня…»
1
использована фраза «Извините меня»)
Конструируют возможные диалоги,
содержащие
Конструирование возможных диалогов, диалоги,
содержащие извинения
«Извините меня…»
1
содержащих извинения
извинения с помощью Участвуют в диалогах по
Ролевые игры по теме ситуации
наводящих вопросов
темам речевых ситуаций, в
Участвуют в ролевых ролевых играх
играх в соответствии с
речевыми возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа

64

Поздравительная
открытка к 9 мая

1

65

Поздравительная
открытка к 9 мая

1

66

«Во саду ли, в огороде»

1

67

«Во саду ли, в огороде»

1

Знакомство
с
темой
(беседа
с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций)
Прослушивание песен, стихов, рассказов
о Великой Отечественной войне
Рисование праздничных открыток
Конструирование поздравлений с Днём
Победы различным адресатам (ветеранам,
учителям, родным)
Подписывание открыток
Доставка
открыток
адресатам
(отправление письмом, доставка лично в
руки)

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
Слушают песни, стихи,
рассказы
о
Великой
Отечественной войне
Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
в
соответствии с речевыми
возможностями
Составляют поздравления
с праздником с помощью
наводящих вопросов и
учителя
Подписывают открытки с
опорой на образец
«Во саду ли в огороде» - 3 часа
Введение в ситуацию (рассматривание Рассматривают картинки
картинок,
обсуждение
проблемного Используют
вопроса)
диалогические
формы
Знакомство
с
темой
(беседа
с речи
в
различных
привлечением личного опыта, ответы на ситуациях общения
вопросы
на
основе
иллюстраций, Участвуют в беседе;
основная линия беседы - работа летом в

Активно
участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Отвечают на вопросы
Понимают
содержание
стихов, песен, рассказов о
ВОВ
прослушанной
в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Разучивают и рассказывают
стихотворения
Составляют поздравления с
праздником
различным
адресатам с помощью учителя
Подписывают открытки

Рассматривают картинки.
Активно
участвуют
в
диалогах по темам речевых
ситуаций
Участвуют в беседе;
отвечают на вопросы учителя

68

«Во саду ли, в огороде»

1

саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды,
растущие в нашей местности)
Подготовка обучающимися творческих
работ по теме (обсуждение замыслов,
порядка выполнения)
Выполнение и представление творческих
работ классу — составление рассказов на
основе выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения

отвечают
на вопросы
учителя
Выполняют
и
представляют творческие
работы
классу
в
соответствии с речевыми
возможностями
Обсуждают
планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов

Выполняют и представляют
творческие работы классу
Обсуждают
планы
на
каникулы
с
помощью
наводящих вопросов
Задают вопросы учителю и
одноклассникам
Составляют простой рассказ
на тему «Как я буду
проводить каникулы»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018
Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005
Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 г.
Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека. Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
Дидактические карточки «Овощи и фрукты».». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012.
Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена
года, ягоды.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Фестиваль педагогических идей : https://urok.1sept.ru
2. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:https://multiurok.ru/blog/sietievyie-obrazovatielnyie-soobshchiestva-otkrytyi klass.html

3.Официальный ресурс для учителей, детей и родителей: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov- kotoryeoblegchat-rabotu-uchitelya/
4.Журнал начальная школа: https://www.n-shkola.ru/ Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/#!
5.https://uchi.ru
6. http://school-collection.edu.ru/
7. http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ»
8. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно образовательных ресурсов
9.http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
10.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com Портал «Сеть творческих учителей» РЭШ, МЭШ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».