РП по изобразительному искусству (АООП) 5 класс 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с
умственной отсталостью разработана на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы обучения учащихся с умственной отсталостью
начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.»
- учебный план образовательного учреждения.
Цель курса изобразительной деятельности - развитие у учащихся эстетических
чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и
трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
общественно полезных обязанностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана МБОУ «Прохладненская ООШ» на изучение
изобразительного искусства в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках
ИЗО большое внимание отводится:
- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;
- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления
праздничных открыток, плакатов;
- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным
композициям;
- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности
умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен
заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у
школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в
обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально
грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов
(реабилитационного
потенциала)
ребенка,
владеющей
доступной
системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для
решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением
основной задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных
качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств
социальной адаптации в условиях современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностные и предметные.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные (планируемые) результаты для учащихся 5 класса:
- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной
реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к
самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной
и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной
деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей.

Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются
как итоговые достижения на момент завершения образования (предметные результаты).
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень для учащихся 5 класса:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и
др.;
знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень для учащихся 5 класса:
должны знать:
- некоторые народные и национальные промыслы (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и
др.);
- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
- выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.;
- виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции
(отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую)
линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и
круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их
положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не
выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи
слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках
произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц.
Основные формы работы:
- урок;
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах и группах;
- коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
- беседы об изобразительном искусстве.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
- ИКТ-технологии;
-игровые технологии;
-объяснительно-иллюстративные;
-группового взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Рисование с натуры предполагает совершенствование умения обучающихся
анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину
составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка
между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке
формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной
формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными
детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
2. Декоративное рисование ориентировано на составление узоров из
геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые
линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров;
нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
3. Рисование на темы способствует развитию у учащихся умения отражать свои
наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов,
правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке
зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в
прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать
акварельными и гуашевыми красками.
4. Беседы об изобразительном искусстве направлены на развитие у учащихся
активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства;

формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и
цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений
изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние
изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративноприкладного искусства.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ (УО)
№п/п

Тема урока

Количество часов

1
2

Тематическое рисование «Воспоминание о лете»
Рисование геометрического орнамента в круге на основе
осевых линий
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или
чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
Рисование симметричного узора по образцу (шаблону)

1
1

5

Самостоятельное
составление в полосе узора из
растительных элементов (чередование по форме и цвету).

1

6
7

Рисование мятой бумагой. «Ваза с цветами»
Рисование геометрического орнамента в круге (построение
четыpex овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по
шаблону).
Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из
стилизованных природных форм (круг – по шаблону
диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной
формы (ваза керамическая).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и
керамический стакан).
Рисование несложного натюрморта из овощей
Беседа об изобразительном искусстве. Декоративноприкладное искуство»
Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из
стилизованных природных форм
Рисование с натуры предмета шаровидной формы

1
1

Рисование с натуры объемного предмета симметричной
формы
Рисование с натуры. Игрушка

1

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика:
посуда, игрушки, малая скульптура)
Декоративное рисование. Посуда

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
(«Крутой спуск», «Дорожные работы»)
Тематическое рисование «Осень в лесу»

1

3

4

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

Рисование с натуры объемного предмета конической формы
(детская раскладная пирамидка разных видов)
Видеоуэкскурсия. «Выразительные средства живописи»
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное
искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы»,
«Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и
медведь» и др.)
Иллюстрирование отрывка литературного произведения

1

25

Декоративное рисование – оформление
пригласительного билета (формат 7x30 см).

новогоднего

1

26
27
28
29
30

Рисование с натуры предметов комбинированной формы
Рисование с натуры «Ветка рябины»
Тематическое рисование «Новогодняя открытка»
Декоративное рисование. Елочная игрушка
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске
плотной бумаги размером 10x30 см).
Герои сказок. Рисование по памяти
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным
циферблатом).
Рисование на тему «Лес зимой»

1
1
1
1
1

34

Беседы
об
изобразительном
искусстве
художников о школе, товарищах и семье»

1

35

Рисование с натуры фигуры человека

21
22
23

24

31
32

33

«Картины

1
1

1

1
1

1

1

36-37 Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное
содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят
снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и
санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.)
38
Видеоурок «Декоративно-прикладное искусство России»
39
Рисование с натуры предметов комбинированной формы
40
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
41
Декоративное рисование. Составление узора для вазы

1

Рисование в квадрате узора из растительных форм с
применением осевых линий
43-44 Рисование с натуры объемных предметов
45
Декоративное рисование. Узор для ковра
46
Беседа об изобразительном искусстве с показом
репродукций картин на тему «Мы победители»
47
Видеоэкскурсия «Школа графики»
48
Каллиграфия как изобразительное средство
49
Декоративное рисование плаката «8 Марта»
50
Тематическое рисование. 8 Марта. Открытка для мамы
51
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(чемодан, ящик, коробка)

1

42

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

56

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета,
повернутого к учащимся углом (коробка с тортом,
перевязанная лентой; аквариум с рыбками)
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного
выше уровня зрения (скворечник)
Декоративное рисование, заполнение предложенной формы
графическими элементами (дудлинг)
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения
(по выборы учителя с учетом возможностей учащихся)
Тематическое рисование «Любимый литературный герой»

57

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

1

58

Рисование эмблемы

1

52

53
54
55

59-60 Тематическое рисование «Весенний пейзаж»
61

62

63
64
65
66
67

68

1.

1
1
1
1

1

Декоративное рисование. Самостоятельное составление
узора из растительных декоративно переработанных
элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом
репродукции картин на тему о Великой Отечественной
войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов
«Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А.
Дейнека «Оборона Севастополя»)
Рисование плаката «Нет войне»

1

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка,
стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал)
Декоративная роспись
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и
использование декоративно переработанных природных
форм (например, стрекозы и цветка тюльпана)
Итоговая выставка-презентация работ учащихся

1

1

1

1
1
1

1

Учебно-методический комплект
Воронкова В.В., Перова М.Н. «Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида», Гуманитарный издательский центр " Владос"
2011 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».