РП по музыке для 4 класса ОВЗ (pdf.io)

Адаптированная программа по музыке 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по музыке для 4 класса с ОВЗ разработана в соответствии с Положением
о рабочей программе МБОУ Салтынская СШ,Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования ,годовым календарным графиком и учебным планом школы,на
основе программы под редакцией Е.Д.Критской ( Программы общеобразовательных учреждений.
Музыка(1-4 классы). М.: Просвещение, 2006)
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественнопедагогической концепции Д.Б.Кабалевского.В данной программе нашли отражение изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
Содержание
программыбазируется
на
художественно-образном,
нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,
духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных
композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через
интонации, темы и образы русской музы-кальной культуры — «от родного порога», по выражению народного
художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства
рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений
духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся
осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства
в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную
природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Основными методическими принципамипрограммы являются: увлеченность, триединство деятельности
композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную
музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие
музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное
включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на
развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании
учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее
исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и
пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых,
стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является
важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни
и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационностьвыступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной
культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное
произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные
формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на
выявление жизненных связей музыки.
Урок музыкитрактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является
художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования
личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть,

материнство, защита

Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны
музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока
уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий»,
«О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В
концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в
контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона,
усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального
мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные,
например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место предмета в учебном плане
Адаптированная программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере
реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего
образования.В соответствии с учебным планом школы уроки математики в 4 классе рассчитаны на 1 учебный
часв неделю.Следовательно общее количество часов составило –34 часа
Планируемые результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение
конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во
внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой
других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание,
форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать
индивидуаль-ное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах
музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование
фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных
впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах,
составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения
произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или
пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской

деятельности (пение, музицирование);
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших
школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Тематическое планирование ΙVКЛАСС (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3час)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их
интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2.
«День, полный событий» (5час)
«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4час)
Святые
земли
Русской.ПраздникиРусскоу
православной
церкви.Пасха.Церковныепеснопения:стихира,тропарь,молитва,величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 час)
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная
выразительность народных песен.Мифы,легенды,
предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных
инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 час)
Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих
лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры
легкой музыки.Оперетта.Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная
драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 8 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие
музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных
жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских
композиторов.
Учебно-тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20
21

Содержание учебного материала
Мелодия – душа музыки.Мелодизм – основное свойство
русской музыки
Ты откуда ,русская,зародилась,музыка?
Особенности музыкального воплощения
Святые земли Русской
Пушкин и музыка
Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.РимскогоКорсакова
Музыка на ярмарочном гулянье
Светская музыка пушкинской поры
Песни разных народов мира
« Музыкант – чародей»- сказка о волшебной силе музыки
Музыкальные инструменты.Жанр струнного квартета
Музыка природы
Образы родины в музыке Шопена.
Мир образов Л.Бетховена
Царит гармония оркестра.Инструменты симфонического
оркестра
Пушкин и музыка.Образы природы
Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры
в опере
Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере
Песня – ария
Восточные мотивы в операх русских композиторов

Кол- во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Народные мелодии в современной трактовке как основа
музыкального языка балета
Сходство и различие жанров сценической музыки
Мир музыки С.Рахманинова
Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд
Искусство фортепианной игры.Знаменитые
дирижеры,инструменталисты
Музыкальные инструменты.Гитара.Авторская песня
Традиции празднования Пасхи на Руси.
Родной обычай старины.Претворение колокольных звонов в
музыке русских композиторов
Славянские святые Кирилл и Мефодий.
Величание святых.Гимн в честь святых
Народный праздник Троицы- обычаи и обряды.Троицкие
песни
Многообразие музыкальных образов
Песни на сказочные сюжеты
Современность звучания классической музыки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Перечень учебно- методического
обеспечения Для обучающихся :
1. Учебник :«Музыка» 4 класс Е.Д.Критская,
Москва, «Просвещение», 2010 г
2. « Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. :
Просвещение,2010 Для учителя :
1. Концепция и программы для начальных классов «Перспективная начальная школа» Москва,
«Просвещение», 2008г
2. Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г
3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская,М.
:Просвещение,2010 4.Поурочные планы «Музыка 3 класс» по программе
Критской Е.Д.
Максимова Т.С., Волгоград «Учитель
2004». 5. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М.
Орловой. 2-е изд. Л., 1973.
2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писа рева; Отв. ред.
Г.П. Сергеева. М., 2004.
3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007
5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М..
2004.
6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М.,
2000. 7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003.
8.« Я познаю мир»:Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов;. М., 2007.

Календарно-тематическое планирование по музыке
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ДАТА
ПЛАН ФАКТ

ТЕМА УРОКА

1 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ЧАСОВРОССИЯ - РОДИНА МОЯ - 3 ЧАСА
«Мелодия»
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»
О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ…-- 4 ЧАСА
«Святые Земли Русской» «Кирилл и Мефодий»
«Праздников праздник, торжество из торжеств»
«Светлый праздник»
«Народные праздники. Троица»
ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 6 ЧАСОВ
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!»
Зимнее утро. Зимний вечер
«Что за прелесть эти сказки» «Три чуда»
«Ярмарочное гуляние»
«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»
«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»»
«Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России»
«Оркестр Русских Народных Инструментов.
«О музыке и музыкантах»
«Музыкальные инструменты»«Вариации на тему Рококо»
М.П.Мусоргский «Старый замок».
«Счастье в сирени живет….»
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
«Патетическая соната. Годы странствий»
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 6 ЧАСОВ
«М.Глинка опера«Иван Сусанин»
« Сцена в лесу»Опера «Иван Сусанин»
«М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька»
«Восточные мотивы в музыке русских композиторов»
«Балет Игоря Стравинского «Петрушка»
«Театр музыкальной комедии»
«Прелюдия»
«Исповедь души»
«Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек»
«Музыкальные инструменты. Гитара.»
«Музыкальный сказочник»
«Рассвет на Москве-реке»
«Обобщение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».