Адаптированная программа по музыке 4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по музыке для 4 класса с ОВЗ разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Салтынская СШ,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ,годовым календарным графиком и учебным планом школы,на основе программы под редакцией Е.Д.Критской ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка(1-4 классы). М.: Просвещение, 2006) Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественнопедагогической концепции Д.Б.Кабалевского.В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности Задачи: - привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - привить основы художественного вкуса; - научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; - обучить основам музыкальной грамоты; - сформировать потребность в общении с музыкой. Содержание программыбазируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музы-кальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Основными методическими принципамипрограммы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение. Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили. Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений. Интонационностьвыступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки. Урок музыкитрактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Место предмета в учебном плане Адаптированная программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки математики в 4 классе рассчитаны на 1 учебный часв неделю.Следовательно общее количество часов составило –34 часа Планируемые результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни к концу 4 класса обучающиеся должны знать: - расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуаль-ное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; - развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности. уметь: - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); Общие учебные умения , навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Тематическое планирование ΙVКЛАСС (34 ч) Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3час) Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Раздел 2. «День, полный событий» (5час) «В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4час) Святые земли Русской.ПраздникиРусскоу православной церкви.Пасха.Церковныепеснопения:стихира,тропарь,молитва,величание. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 час) Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная выразительность народных песен.Мифы,легенды, предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день. Раздел 5. «В музыкальном театре» (7 час) Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл. Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час) Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 8 час) Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Учебно-тематическое планирование № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20 21 Содержание учебного материала Мелодия – душа музыки.Мелодизм – основное свойство русской музыки Ты откуда ,русская,зародилась,музыка? Особенности музыкального воплощения Святые земли Русской Пушкин и музыка Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.РимскогоКорсакова Музыка на ярмарочном гулянье Светская музыка пушкинской поры Песни разных народов мира « Музыкант – чародей»- сказка о волшебной силе музыки Музыкальные инструменты.Жанр струнного квартета Музыка природы Образы родины в музыке Шопена. Мир образов Л.Бетховена Царит гармония оркестра.Инструменты симфонического оркестра Пушкин и музыка.Образы природы Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры в опере Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере Песня – ария Восточные мотивы в операх русских композиторов Кол- во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Народные мелодии в современной трактовке как основа музыкального языка балета Сходство и различие жанров сценической музыки Мир музыки С.Рахманинова Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд Искусство фортепианной игры.Знаменитые дирижеры,инструменталисты Музыкальные инструменты.Гитара.Авторская песня Традиции празднования Пасхи на Руси. Родной обычай старины.Претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов Славянские святые Кирилл и Мефодий. Величание святых.Гимн в честь святых Народный праздник Троицы- обычаи и обряды.Троицкие песни Многообразие музыкальных образов Песни на сказочные сюжеты Современность звучания классической музыки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Перечень учебно- методического обеспечения Для обучающихся : 1. Учебник :«Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г 2. « Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. : Просвещение,2010 Для учителя : 1. Концепция и программы для начальных классов «Перспективная начальная школа» Москва, «Просвещение», 2008г 2. Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г 3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская,М. :Просвещение,2010 4.Поурочные планы «Музыка 3 класс» по программе Критской Е.Д. Максимова Т.С., Волгоград «Учитель 2004». 5. Фонохрестоматия для 4 класса 2005г. Список литературы 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973. 2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писа рева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004. 3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004. 4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007 5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004. 6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000. 7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003. 8.« Я познаю мир»:Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов;. М., 2007. Календарно-тематическое планирование по музыке № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ДАТА ПЛАН ФАКТ ТЕМА УРОКА 1 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ЧАСОВРОССИЯ - РОДИНА МОЯ - 3 ЧАСА «Мелодия» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ…-- 4 ЧАСА «Святые Земли Русской» «Кирилл и Мефодий» «Праздников праздник, торжество из торжеств» «Светлый праздник» «Народные праздники. Троица» ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 6 ЧАСОВ «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» Зимнее утро. Зимний вечер «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» «Ярмарочное гуляние» «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» «Оркестр Русских Народных Инструментов. «О музыке и музыкантах» «Музыкальные инструменты»«Вариации на тему Рококо» М.П.Мусоргский «Старый замок». «Счастье в сирени живет….» «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» «Патетическая соната. Годы странствий» В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 6 ЧАСОВ «М.Глинка опера«Иван Сусанин» « Сцена в лесу»Опера «Иван Сусанин» «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» «Восточные мотивы в музыке русских композиторов» «Балет Игоря Стравинского «Петрушка» «Театр музыкальной комедии» «Прелюдия» «Исповедь души» «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» «Музыкальные инструменты. Гитара.» «Музыкальный сказочник» «Рассвет на Москве-реке» «Обобщение»