Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программам основного общего
образования (далее – ООП ООО) муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района
Волгоградской области» разработана на основе ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года
«Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, ФГОС ООО, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287 и ФОП ООО,
утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный
1.2. Целями
реализации ООП ООО являются:
организация учебного процесса с учётом целей, содержания
и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
создание условий для становления и формирования личности
обучающегося;
организация деятельности педагогического коллектива по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
1.3. Достижение поставленных целей реализации ООП
ООО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
обеспечение преемственности основного общего и среднего
общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и
других, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды образовательной организации;
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
организация социального и учебно-исследовательского
проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке
педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечениеих
безопасности.
1.4. ООП ООО учитывает следующие принципы:
принцип учёта ФГОС ООО: ООП ООО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым
результатами условиям обучения на уровне основного общего образования;
принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной организации ООП ООО характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов Российской
Федерациии отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планах внеурочной деятельности;
принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной
деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контрольи
самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: ООП ООО
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересамис учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий
ориентациюна результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной
деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познанияи освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитиюи
непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологическихи
физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путейих
достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера
образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельностине допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и
нормамиСанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296)с
изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного
врача Россйской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регситрационный №
72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыхаи оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.№ 28(зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г.(далее – Санитарно-эпидемиологические
требования).
1.5. ООП ООО учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. Общий объём аудиторной работы обучающихся за пять
учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848
академических часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процессак учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.6. В
целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы основного общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации.